Белки в гайно


– Что – то сегодня, Михаил, все про баб толкуем, а я вот тебе расскажу, как я в феврале на охоту ходил – сказал Степан. – Февраль – то выдался морозный. Желающих поохотиться, особо не было. Да и я, можно сказать, не собирался по морозу топать. Проснулся я ночь, темень. Уснуть не могу. Стал думать про охоту. «Вот сейчас стоят морозные дни. Белки на кормежку по несколько дней не выходят из гайно. Если и выходят, то вскоре возвращаются в гнездышко. Я знаю пять гайн белок и находятся они недалеко друг от друга. Вот бы проведать их в эту пору». Эта мысль, застряла в моей голове. На второй день не выдержал. Утром встал на камусные лыжи, взял тозовку, патроны положил в карман, сунул краюху хлеба с свиным соленым салом, несмотря на доводы жены не ходить на охоту, пошагал в тайгу. У первого гайна на дороге сделал затес, ударил по затесу топориком раз – выскочила белка, ударил еще пару раз выскочила вторая белка. Обоих добыл.
– Ну и что, я в морозные дни тоже несколько раз из одного гайна добывал по две белки – заметил Михаил.
– А ты не тарахти. Послушай, что дальше было. Во втором и третьем гайне было по три белки. Я их добыл и от радости аж пот прошиб. Когда подходил к четвертому гайну, молил бога, чтобы хотя бы парочка белок была. И что ты думаешь, так и получилось. Из этого гайна я добыл двух белок. Подойдя к пятому гайну, я подумал «если будет хоть одна белка и то хорошо».
На мой стукаток по ели из гайна стали выпрыгивать белки одна за другой, всех добыл. Сколько думаешь?
– Судя по твоему выражению лица две или три, – предположил Михаил.
– Четыре, мой друг. Домой принес 14 белок.
– И как они могли уместиться в гайне?
– Оно старое. Белки давно пользуются, да и белки были голодные.
– Одно могу сказать, что – то тебе, Степан, постоянно везет. Порой я сомневаюсь в твоих рассказах, – сказал Михаил.
– Я всегда рассказываю только то, что было. Сомневаются люди завистливые и те, которые ароматы тайги не ощущают. Им все кажется дивом, – с определенной обидой констатировал Степан.
Горностай на дереве.
– Виктор говорил, что ты в ноябре добыл горностая, шкурка была хорошего качества. Я знаю, ты мастер добывать белок, соболей, ондатру, зайцев, но чтобы ты охотился на горностая, я такого случая не припомню, – сказал Михаил, закуривая сигарету.
– Во – первых, я добыл не горностая, а трех горностаев и без выстрела.
– Капканом или плашкой, – поинтересовался Михаил.
– Вот ты опять затарахтел, слова сказать не даешь – с некоторой обидой произнес Степан.
– Говори, я слушаю.
– Я в тот день вышел из зимовья с надеждой добыть соболька. К обеду мы с моим верным Ветром добыли три белки и одного соболя. Я был очень доволен. Ветер продолжил поиск. Вскоре он подал голос. Я подумал: «Это не зверь» и не ошибся. Вдалеке на толстой ветке старой сосны сидел глухарь и внимательно смотрел на собаку. Я стал его скрадывать. Однако до стрельбы дело не дошло: глухарь улетел. Я решил возвращаться в зимовье. В это время Ветер вновь подал голос. Я сразу определил, что мой друг лает на зверька. «А вдруг соболь», подумал я. Сердце мое забилось сильнее, во рту сразу пересохло. Я осторожно стал приближаться к Ветру и увидел на толстой ветке лиственницы сидящего горностая. Это было для меня невероятной неожиданностью.
«Взять выстрелом из тозовки и дело с концом», подумал я. Однако меня охватил охотничий азарт: я решил его отловить с помощью волосяной петли. Благо, она у меня была в поняге. Далее было дело техники. Топориком я быстро вырубил близ расположенный тонкомер нужной мне длины. Привязал к верхнему концу жерди мое приспособление и сумел сдернуть горностая с ветки. Не скрою, я был очень рад своей добычей. Спустя небольшой промежуток времени, я с помощью Ветра и своего приспособления добыл с деревьев еще двух горностаев. Считаю, что мне с этими зверьками здорово подфартило, закончил свой рассказ Степан.
– Да, забыл тебе, Михаил, сказать, что меня заинтересовало, почему молодые горностаи держались на этом охотничьем участке. Выяснил: рядом находились остатки туши северного оленя, добытого волками.
– У тебя, Степан, всегда на охоте складывается неожиданно удачно и загадочно. Взять этот случай с горностаями. Волосяная заготовка оказалась у тебя под рукой. Нужный жердяк – только руку протяни. Молодняк вроде бы оказался из одной семьи. Ни один из находящихся на дереве горностаев не пытался скрыться от тебя и ты их классно сдергивал, как сдергивают птиц дикуши волосяной петлей. Здесь не только фарт, а сплошная мистика. Ведь горностай зверек наземный: он разыскивает норы грызунов и добывает их, в поиске любимой пищи он может некоторое время даже находиться под снегом. Зачем, какого черта ему забираться на дерево, когда кругом имеются разнообразные убежища. Я тоже охотничаю много лет, но не видел горностая на дереве и от наших охотников об этом не слыхал, – констатировал Михаил.
– Почему горностай не скрылся в убежище, а оказался на дереве, видимо, в тот момент это был у него единственный шанс спасения. Я тебе рассказал все, как было. Не сомневайся – крепче спать будешь – закончил свое повествование Степан.