Защитить водоемы, как национальное богатство!

Российская Федерация – одна из наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира, располагает более чем 20% мировых запасов пресной воды, омывается водами 12 морей. На её территории протекает 4 из 10 крупнейших рек Земли, оказывающих влияние на мировой климат. При этом мы видим ежегодное увеличение антропогенного воздействия на данный важнейший компонент природной среды, являющийся также средой обитания водных биологических ресурсов, запасы которых имеют стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Предваряя рассказ о проделанной прокурорами масштабной работе в сфере противодействия браконьерству и сохранения водных биологических ресурсов, нужно в первую очередь отметить комплексный подход к решению данной проблемы.
Я сейчас о том, что нельзя защищать рыбу лишь от незаконного вылова, но при этом позволять, чтобы её уничтожали токсичными веществами, сбрасываемыми в водоемы. В этой связи в Год экологии на особом контроле органов прокуратуры находились вопросы охраны водоемов. В 2017 году в этой сфере выявлено более 48 тыс. нарушений закона; опротестована 1 тыс. правовых актов; в суды направлено 4 тыс. исков; внесено 10 тыс. представлений; к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 тыс. лиц. По материалам проверок возбуждено 51 уголовное дело.
В 2017 году внимания прокуроров потребовало отсутствие установленных границ охранных зон водоемов, зон затопления и подтопления территорий. Так, по водохранилищам, озерам и морям работа по установлению водоохранных зон проведена не в полном объеме. Наибольший экологический ущерб водным объектам причиняется промышленными и бытовыми стоками. Органами прокуратуры приняты меры реагирования в отношении 800 объектов, сбрасывавших сточные воды без какой-либо очистки.
По таким фактам виновные лица привлекались природоохранными прокурорами к административной ответственности. Предъявлялись заявления в суды о возложении обязанности на водопользователей обеспечить нормативную очистку вод и отремонтировать очистные сооружения.
Немалая доля вредных веществ поступает в водоемы от затонувших судов.
С целью исключения негативного влияния на водоемы прокурорами заявлено более 40 исков о подъеме этих судов и их утилизации.
Кроме того, органами прокуратуры пресечено 400 случаев незаконного использования подземных вод для сброса в них сельскохозяйственных, промышленных и бытовых стоков. Как известно, такие воды связаны с реками и озерами.
В последние два года Генеральная прокуратура Российской Федерации развернула масштабную работу по защите нашего национального богатства — морских и пресноводных биоресурсов.

В сфере охраны водных биоресурсов, аквакультуры и сохранения рыбных запасов страны органами прокуратуры только за прошлый год вскрыто более 14 тыс. нарушений законодательства, для устранения которых принесено свыше 600 протестов; в суды предъявлено 4,3 тыс. исков на полмиллиарда рублей; внесено 1,5 тыс. представлений; возбуждено почти тысяча административных производств. По нашим постановлениям органами следствия и дознания возбуждено 212 уголовных дел и ещё десятки материалов находятся в стадии доследственных проверок и оперативных разработок.

В ходе прокурорских проверок повсеместно установлено неисполнение рыбодобывающими предприятиями обязанностей по учету выловленных водных биологических ресурсов. Как Вы понимаете, это влечёт бесконтрольный и нерегулируемый промысел. Эти факты характерны для таких регионов как республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Камчатский, Пермский края, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Курганская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Ульяновская, Ярославская и иные области.
Значительный ущерб водным биологическим ресурсам причиняется фактами их незаконной добычи, браконьерского лова.
Например, прокуратурой Рязанской области в нацпарке «Мещера» обнаружены и изъяты орудия лова с экземплярами ВБР. По случаям незаконного лова рыбы инициировано уголовное преследование браконьеров органами прокуратуры в республиках Башкортостан, Коми, Красноярском крае, Владимирской, Костромской, Мурманской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской областях и других регионах.
С 2017 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создана и функционирует межведомственная рабочая группа по вопросам исполнения законодательства, направленного на пресечение фактов незаконной добычи и оборота водных биологических ресурсов. В состав группы включены представители всех заинтересованных ведомств. Заседания группы проводятся регулярно, прежде всего в преддверии путины осетров и лосося. Например, участники группы постоянно отчитываются о состоянии законности вокруг проблемы браконьерского лова байкальского омуля, добычи лосося в Амурском лимане.
Говоря о конкретных результатах нашей деятельности, также следует отметить, что прокурорами установлены нарушения требований закона, предъявляемых к хранению и реализации ВБР. Например, в республике Мордовия прокуратурой ограничен доступ к сайту в сети «Интернет», предоставлявшему возможность приобретения амура черного, находящегося под угрозой исчезновения.
Астраханской природоохранной прокуратурой в ходе совместных с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации мероприятий выявлено хранение рыбной продукции общим весом более 25 тонн без обязательной маркировки. По материалам прокурорской проверки 14.12.2017 следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело.
В Магаданской области имелись случаи использования поддельных ветеринарных свидетельств для легализации перемещения икры, в связи с чем возбуждено 5 уголовных дел по части 3 статьи 327 (использование заведомо подложного документа) Уголовного кодекса Российской Федерации. Органами прокуратуры республики Башкортостан приняты меры реагирования в связи с незаконной продажей стерляди, занесенной в Красную книгу РФ.
Многочисленные правонарушения в сфере рыболовства стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения региональными органами власти и Федеральным агентством по рыболовству (далее — Агентство) возложенных разрешительных и контрольно-надзорных функций.
Под пристальным надзором деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, где прокурорами выявлены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы рыболовства и сохранения ВБР, не соответствующие федеральному законодательству. Недостатки нормативно-правового регулирования фиксировались органами прокуратуры республик Башкортостан, Коми, Саха (Якутия), Камчатского, Краснодарского краев, Амурской, Астраханской, Вологодской, Ивановской, Московской, Мурманской, Орловской, Смоленской, Челябинской областей и других регионов страны.
Региональными органами исполнительной власти ненадлежащим образом реализовывались полномочия по формированию рыбопромысловых и рыбоводных участков. Так, на территории Камчатского края решения по определению границ рыбопромысловых участков принимались без учета заключений научных организаций. В Ивановской, Кемеровской, Курской, Магаданской Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областях в состав региональных комиссий не включались представители муниципальных образований и объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), не соблюдались сроки принятия решений. В ряде регионов границы рыбопромысловых участков формировались в пределах особо охраняемой природной территории.
Нарушения обнаружены природоохранными прокурорами при организации конкурсов по свободным рыбопромысловым участкам, аукционов по освободившимся долям квот добычи. Это имелось в республике Чувашия, Забайкальском, Пермском краях, Саратовской, Сахалинской областях.
Органами Росрыболовства в отсутствие законных оснований и без соблюдения установленных сроков выдавались разрешительные документы на вылов водных биологических ресурсов.

Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства выдано 9 разрешений на добычу ВБР при наличии у хозяйствующих субъектов неоплаченных административных штрафов за нарушения законодательства в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
В деятельности территориальных органов Агентства выявлены нарушения при реализации контрольно-надзорных полномочий. Так, Забайкальским отделом Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства при наличии оснований не инициировалось проведение внеплановых проверок. В связи с неверной квалификацией правонарушений и другими нарушениями КоАП РФ органами прокуратуры приносились протесты на постановления об административных правонарушениях, вынесенные отделами Баренцево-Беломорского, Ленского, Московско-Окского территориальных управлений Росрыболовства.
Зачастую территориальными органами Агентства не привлекаются к административной ответственности лица, не уплатившие административные штрафы, не взыскивается причинённый ими ущерб.


Сегодня в России действуют основные необходимые нормативные правовые акты по вопросам сохранности ВБР, однако для полноценной работы прокурорам, судам и правоохранителям требуются дополнения в существующее законодательство. Планируя работу, Генеральной прокуратурой детально анализируется практика правоприменения.
Например, практика рассмотрения уголовных дел судами и прокурорского надзора за органами расследования свидетельствует о необходимости пересмотра критериев (такс) оценки ущерба, причиненного незаконным выловом или уничтожением ВБР. Так, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации» изменения в диспозицию данной статьи привели к декриминализации большинства случаев браконьерского лова, поскольку установленные ещё постановлением Правительства Российской Федерации в 1994 году таксы оценки ущерба значительно меньше реальной рыночной стоимости ВБР.
Анализ практики исполнения приговоров судов за преступления в сфере рыболовства показал необходимость дополнения санкций статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательными работами. Согласно статистическим данным, свыше 60% осужденных лиц по данной статье являются безработными, проживают в сельской местности, в связи с чем не в состоянии возмещать назначаемые им штрафы в пределах санкции статьи (от 300 до 500 тыс. руб.). При этом альтернативный штрафу и лишению свободы вид наказания — исправительные работы применяется судами только в 10% случаев, поскольку официально трудоустроить таких осужденных для органов местного самоуправления зачастую не представляется возможным. Поэтому нами предложено Правительству страны дополнить санкции обязательными работами, которые выполняются в свободное время в виде общественно-полезных работ, что позволит реализовать принцип неотвратимости наказания.
Вызывают обеспокоенность многочисленные факты возвращения орудий незаконной добычи ВБР браконьерам. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно распространить применение конфискации также на имущество, не принадлежащее правонарушителю, если лицо, передавшее такое имущество, сознательно допускало, что орудия лова ВБР или транспортные средства используются для совершения противоправных деяний. Таким образом, в Правительство Российской Федерации Генеральной прокуратурой внесены предложения об изменении статьи 104 Уголовного кодекса и статьи 3.7 КоАП РФ, положения которых запрещают в настоящее время конфисковать предметы, изъятые у виновных лиц и не принадлежащие им на праве собственности.
Простой пример: браконьер пойман с лососевыми возле реки, а вот лодка, мотор и автомобиль по документам принадлежат его отцу, у него самого ничего официально нет. Прекрасно понимаем, что браконьер фактический хозяин и использует это имущество для преступлений, логичным является его изъятие в пользу государства.
Хорошим примером конструктивного взаимодействия Генпрокуратуры и Минсельхоза России (напомню, что это ведомство отвечает за сохранение рыбных запасов государства) является вопрос использования дрифтерных сетей.
Так, результаты проведённых прокурорских проверок свидетельствуют о том, что применение хозяйствующими субъектами при промышленной добыче водных биоресурсов ряда орудий лова создает угрозу исчезновения рыбных запасов. Так, в связи с массовым использованием рыбодобывающими предприятиями сетных орудий лова в реке Амур и Амурском лимане существует угроза падения запасов тихоокеанского лосося. Поскольку применяемые способы лова позволяют фактически полностью перекрывать русло водного объекта, что препятствует проходу рыбы на нерест.
В целях сохранения водных биологических ресурсов, имеющих стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны, Генеральной прокуратурой Российской Федерации министру сельского хозяйства Российской Федерации были направлены предложения о необходимости совершенствования законодательства о рыболовстве на данной территории, в части введения ограничений на сетные орудия лова с учётом экологической ситуации в регионе.
Минсельхозом России подведомственному научному учреждению Росрыболовства поручено провести исследования в данной области, оценив степень негативного воздействия таких орудий лова на популяции видов водных биологических ресурсов, обитающих в акватории реки. По итогам исследований и одобрения на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета Минсельхозом России в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна внесены изменения, ограничивающие применение сетей. В этой связи издан приказ Минсельхоза России от 04.06.2018 № 228, который в настоящее время проходит государственную регистрацию в Минюсте России.

Понимаю, что в нашей беседе не уйти от вопроса доступности любительской рыбалки для граждан. Сразу замечу, что перекрытие береговой линии водоемов общего пользования — незаконно. Положениями статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» гарантированы права рыбаков-любителей на свободный доступ к водоемам общего пользования, в том числе для любительской рыбалки и отдыха. При этом, разумеется, у Вас должны быть незапрещенные орудия лова (их список общедоступен) и при необходимости соответствующая лицензия на отлов рыбы.
В частности, Генеральной прокуратурой Российской Федерации регулярно проверяется соблюдение требований законодательства в сфере бесплатного осуществления гражданами любительского рыболовства на водных объектах общего пользования.
В ходе проверки прокурорами в 30 регионах установлено, что хозяйствующими субъектами ограничивался доступ граждан к водоемам общего пользования (республики Алтай, Башкортостан, Алтайский, Пермский края, Астраханская, Брянская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская, Омская области, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ и другие регионы).
Так, около 2 млн жителей Подмосковья занимаются любительским рыболовством. Ежегодно они вылавливают не менее 350 тонн рыбы. Но НЕ!!!! везде береговая линия для них открыта и свободна. Это послужило основанием для принятия мер прокурорского реагирования в 18 городах и районах Московской области.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в суды направлено 46 исков о сносе незаконно возведенных сооружений и об обеспечении свободного доступа к водоемам бассейна р. Волги.
В Иркутской области прокурором выявлено самовольное занятие береговой полосы озера Байкал индивидуальным предпринимателем, которым были возведены ограждения, кафе, бани. В этой связи в суд направлен иск об освобождении земельного участка.
Зачастую никаких документов у подобных предприимчивых дельцов (назовем их так) не имелось вообще. Например, прокурорами установлены случаи организации хозяйствующими субъектами платной рыбной ловли в отсутствие права пользования водными объектами (республика Саха (Якутия), Владимирская, Калужская, Тамбовская и иные области). В частности, по таким фактам в Белгородской области районными прокуратурами возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6 (самовольное занятие водного объекта) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Да. Имеются организации, имеющие право на организацию рыбалки. Но препятствовать свободному подходу граждан на общих водоемах они не вправе, а в ряде случаев именно они под видом развития туризма фактически предлагают безальтернативно ловить рыбу за деньги. Нередко помимо банальных заборов устанавливаются шлагбаумы, будки с вооруженными охранниками и сторожевыми собаками. В таких случаях людям говорят: хочешь ловить рыбу бесплатно — лови. Но тогда требуют деньги за проезд или проход к береговой полосе.
В республиках Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Коми, Чувашия, Пензенской, Саратовской областях органы местного самоуправления незаконно предоставляли частным лицам в аренду земельные участки с расположенными на них водными объектами общего пользования, отнесенными к федеральной собственности. В результате, например, вмешательства прокуратуры Пензенской области признаны незаконными подобные договоры аренды, заключенные администрациями Белинского, Камешкирского, Малосердобинского, Спасского районов.
Практически всегда мы помогаем местным властям обеспечивать доступ граждан на водоемы, способствуем правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
Так, в Забайкальском крае прокуратурой разработаны модельные правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, которые были утверждены районными представительными органами.
Хочу заверить Вас и читателей, что прокурорский надзор в затронутой сфере носит системный характер и будет только усилен. Эта работа основана на поручениях Президента Российской Федерации, результатах мониторинга текущей обстановки и глубоких анализов. Проверки мы проводим на основании планов работы Генеральной прокуратуры, обращений депутатов Государственной Думы Российской Федерации, жалоб граждан, сигналов общественности, материалов активистов-экологов.

Куренной Александр Игоревич, начальник управления взаимодействия со средствами массовой информации