На страже Амура

31 октября 2018 года, под председательством первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана состоялось межведомственное совещание «О состоянии законности и дополнительных мерах по обеспечению правопорядка в сфере защиты водных биологических ресурсов на территории бассейна р. Амур и в Амурском лимане».
В мероприятии приняли участие главы субъектов Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти.
Участники совещания отметили, что незаконная добыча и оборот водных биологических ресурсов представляют угрозу экономической и продовольственной безопасности Российской Федерации.

Примерно 80 % суммарного объема вылова рыбы в пресноводных водоемах Дальневосточного федерального округа приходится на бассейн р. Амур. На реке сформировано 212 рыбопромысловых участков, на которых, в частности, ежегодно добывается более 35 тыс. тонн лососевых видов рыб. При этом прогнозируемые и реальные показатели улова постоянно снижаются.

Сокращению популяции лососевых видов рыб способствуют ненадлежащее состояние законности в рыбной отрасли и браконьерская добыча ресурса. Органами прокуратуры в данном регионе за два последних года выявлено более 3 тыс. нарушений закона в сфере охраны водных биологических ресурсов, опротестовано 207 незаконных правовых актов, в суды направлено 685 исковых заявлений, внесено 306 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 440 лиц.

В целях усиления надзора за исполнением законодательства об охране компонентов природной среды, координации органов государственной власти и эффективности контрольно-надзорных мероприятий на территории бассейна р. Амур в 2017 году образована Амурская бассейновая природоохранная прокуратура (далее — АБПП). Приоритетным направлением ее работы является надзор за исполнением законодательства в сфере рыболовства.

В 2017-2018 годах в ходе проводимых АБПП проверок вскрыты факты незаконной добычи рыбы, ненадлежащего осуществления контрольно-надзорных полномочий территориальными органами Росрыболовства, принятия неправомерных решений органами исполнительной власти субъектов, несоблюдения правил рыболовства хозяйствующими субъектами.

Для стабилизации криминогенной обстановки подразделениями МВД России во взаимодействии с территориальными управлениями Росрыболовства ежегодно проводятся широкомасштабные оперативно-профилактические мероприятия (далее — ОПМ). В рамках ОПМ «Путина — весна 2018» и «Путина — лето 2018» возбуждено 91 уголовное дело, изъято свыше 650 кг икры осетровых видов рыб, около 900 кг мяса осетровых видов рыб, 54 орудия незаконного лова, общей длиной 4 850 метров, свыше 100 экземпляров осетровых видов рыб выпущено в естественную среду обитания.

Функции государственного контроля в сфере охраны водных биологических ресурсов (далее — ВБР) в Амурском лимане осуществляют сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю, которыми только в текущем году проведено более 350 рейдовых мероприятий. По их результатам у правонарушителей
изъято 135 кг морских видов ВБР, более 7 тыс. метров сетей, 5 транспортных средств, возбуждено 9 уголовных дел и составлено 220 протоколов об административных правонарушениях.

Проводимые прокурорами проверки свидетельствуют о том, что зачастую предприятия рыбной отрасли вылавливают ценные виды рыбы, укрывая реальные объемы ее добычи. Применяемые ими способы установки орудий нередко позволяют фактически полностью перекрывать русло, препятствуют проходу рыбы к нерестилищам. О сложившейся ситуации Генеральной прокуратурой Российской Федерации проинформирован Министр сельского хозяйства Российской Федерации, которым принято решение о введении ограничений по использованию сетных орудий лова, прежде всего дрифтерных сетей.

Реализация незаконно добытой рыбы и запрещенных орудий лова являются экономической основой для незаконной деятельности. В этой связи прокурорами принимаются меры по ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет», размещающим предложения о продаже запрещённых орудий лова и продукции из водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, причисляемых законодательством к исчезающим видам.

Органами внутренних дел проводится оперативная работа в местах розничной торговли и оптового сбыта браконьерского вылова рыбы. Так, сотрудниками Комсомольского ЛО МВД России на транспорте задержан житель Хабаровского края, продававший на территории железнодорожного вокзала икру калуги. В ходе операции у правонарушителя изъято 40 кг черной икры, расфасованной в контейнеры, возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 258.1 УК РФ.

Несмотря на негативное состояние законности в сфере добычи водных биоресурсов, органами Федерального агентства по рыболовству должным образом не обеспечена реализация Амурским территориальными управлением контрольнонадзорных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Данное управление испытывает нехватку личного состава, транспортных средств и топлива. Вопреки положениям законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции инспекторы рыбоохраны вынуждены использовать в своей деятельности транспортные средства коммерческих структур, в том числе поднадзорных предприятий.

По указанным причинам в нарушение Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 1394, структурными подразделениями Росрыболовства в Комсомольском, Солнечном, Амурском районах Хабаровского края во время осенней путины 2017 года не проверялась деятельность 23 рыбодобывающих предприятий на 42 рыбопромысловых участках. При этом в тот же период природоохранными прокурорами вскрыты факты превышения ими разрешенных объемов добычи, незаконного размещения орудий лова, осуществления вылова в периоды пропуска производителей на нерестилища.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлено, что органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в нарушение Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, не в полном объеме организован государственный контроль за добычей и использованием находящихся под защитой Красной книги Российской Федерации водных биоресурсов, рейдовые мероприятия зачастую не выявляют правонарушителей. Более того, заключения государственных экологических экспертиз по материалам общего допустимого улова водных биологических ресурсов выносились с нарушением установленной Федеральным законом от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» процедуры.

Одной из причин снижения популяции ценных видов рыб в нижнем течении р. Амур стало формирование региональными органами исполнительной власти при попустительстве органов Росрыболовства рыбопромысловых участков в устьевых частях нерестовых рек, где добыча лосося по всей ширине реки федеральным законодательством запрещена. При этом отдельные участки имеют частичное наложение границ на запретные для лова зоны или расположены в непосредственной близости друг от друга. В этой связи невозможно соблюдение их пользователями ограничений о расстояниях установки орудий лова ввиду отсутствия взаимодействия рыбодобывающих предприятий.

Повышенного внимания органов государственной власти требует добыча рыбы и млекопитающих в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов, а также в культурно-просветительских целях. Вопреки требованиям Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни в ряде случаев используется как способ упрощенного доступа к ресурсам и легализации браконьерского промысла. Под видом вылова в культурно-просветительских целях рядом предприятий при попустительстве территориальных органов Росрыболовства и Росприроднадзора ведется добыча морских млекопитающих, которые затем вывозятся за пределы Российской Федерации.

Анализ оперативной обстановки показывает, что интерес криминальных структур в основном сосредоточен на незаконной добыче рыб осетровых и лососевых пород, приобретении незаконно заготовленной продукции у местного населения, ее транспортировке различными видами транспорта для реализации на территории Хабаровского края и в западных регионах страны. Особенностью действия групп браконьеров является высокая степень их технической оснащенности и система предупреждения о нахождении на объектах промысла сотрудников правоохранительных органов.

Большая часть преступлений имеет скрытый, латентный характер, регулярно из акватории реки извлекаются орудия лова, поставленные неизвестными лицами. При этом проводимая оперативно-розыскная деятельность в целях выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, не оказывает существенного влияния на декриминализацию отрасли. Об этом свидетельствует незначительное число выявленных по оперативным данным преступлений. Так, в Хабаровском крае реализация дел оперативного учета в текущем году не превышает 10 % (в 2017 году — 44 %). В районах, испытывающих наибольшую промысловую нагрузку (Николаевский, Ульчский Хабаровского края), такие дела носят единичный характер или отсутствуют полностью. Прокурорами систематически устанавливаются факты бездействия оперативно-розыскных служб. Только в первом полугодии 2018 года прокуратурой Хабаровского края в соответствующие подразделения

правоохранительных органов внесено 4 представления об устранении нарушений закона, а также направлена информация об активизации оперативно-розыскной деятельности.

Несмотря на значительное количество фиксируемых преступлений в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов, в суд направляется только каждое 4 уголовное дело, а возмещение причиненного ущерба составляет не более 10 %. Так, в 2017-2018 годах в правоохранительных органах бассейна р. Амур зарегистрировано 1162 сообщения о преступлениях. По результатам процессуальных проверок возбуждено 724 уголовных дела, отказано в возбуждении по 435 сообщениям. Всего производстве органов следствия и дознания находилось 1 030 уголовных дел, по итогам расследования в суд направлено только 261 уголовное дело (25 %), приостановлено производством — 340, прекращено — 209. Сумма ущерба по находившимся в производстве уголовным делам превысила 175,3 млн. руб., из которых в добровольном порядке возмещено лишь 13,2 млн. руб.

Приговорами судов в указанный период по статьям 256 УК РФ, 258.1 УК РФ за незаконную добычу водных биологических ресурсов осуждено 332 лица, в том числе к уголовной ответственности привлекались граждане иностранных государств.

Недостаточно эффективной является работа правоохранительных органов по выявлению должностных преступлений, а также уголовно-наказуемых деяний, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ. Согласно данным статистики в первом полугодии 2018 г. преступления, предусмотренные частью 3 статьи 256, частями 2, 3 статьи 258.1 УК РФ, на территориях Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей не выявлялись. В 2017 году в Приморском крае на учет поставлено всего одно преступление, предусмотренное частью 3 статьи 256 УК РФ. Изложенное свидетельствует, что в целях обеспечения правопорядка в процессе рыболовства на р. Амур и Амурском лимане требуется значительная активизация оперативно-розыскной деятельности в связи с чем, прокурорами названных регионов принимались меры прокурорского реагирования.

Вопросы противодействия незаконному обороту водных биологических ресурсов находятся на постоянном контроле Дальневосточной транспортной прокуратуры. Основные усилия направлены на противодействие правонарушениям и борьбу с преступлениями, совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности, ввиду высокой востребованности водных биоресурсов на рынках стран Азии. Проблемы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота продукции морского и речного промысла регулярно рассматриваются на координационных и межведомственных совещаниях.

Усилия транспортных прокуроров в 2017 и 2018 годах были сосредоточены на повышении эффективности надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной и процессуальной деятельности, направленной на выявление и пресечение преступлений анализируемой категории, совершенных организованными группами и преступными сообществами, а также с использованием коррупционных схем.

С учетом изложенного, в целях обеспечения законности в сфере рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, участники совещания приняли решение о дополнительных мерах по обеспечению законности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, выполнение которых запланировано до конца 2019 года.

пресс-служба ГП РФ