Преемственность поколений, или Охота в пойме Дона

Недавно у меня дома раздался телефонный звонок. Звонил мой товарищ, как и я – суворовец, а по своей природе – фанатичный гончатник, проводящий все свободное время на охоте со своими питомцами. Сан Саныч, так зовут моего друга, сообщил о том, что в Волгоградском региональном отделении военно-охотничьего общества СКВО-МСОО состоит на учете заслуженный охотник Иванов Василий Павлович, который в 1969 году в охотничьем хозяйстве «Донское» (оно находится в Волгоградской области в пойме реки Дон) организовывал утиную охоту моему деду маршалу Советского Союза Чуйкову В.И. Василий Павлович хочет с нами познакомиться и приглашает на совместную охоту.

 

         Ответ был дан незамедлительно – едем. Для меня побывать в местах, где охотился мой дед, послушать о нем охотничьи истории – большая удача. Тут всполошились моя семья и близкие друзья, они говорили: «Ну куда ты едешь? Ты же перенес недавно серьезную болезнь! Зачем рисковать?». Ответ последовал незамедлительно: «На все воля Божья. Я воин и для меня лучше умереть на охоте, при оружии, чем на больничной койке обвешанным капельницами и прочим медицинским оборудованием. Да и утку (дикую) предпочтительней использовать в охотничьем шулюме, чем видеть ее (одноименное название: используется для отправления естественных потребностей) под своей кроватью». Ну, конечно же, я пообещал родне, что буду беречься и охотиться без фанатизма – имеется в виду не слишком долго преследовать дичь.

И вот мы в поезде, который мчит нас в город-герой Волгоград. В дороге, за чаепитием, меня одолевали воспоминания о поездках вместе с дедушкой в этот город, который занял главное место в его жизни, о встречах с прославленными героями-сталинградцами: генералом Родимцевым, сержантом Яковом Павловым, снайпером Василием Зайцевым, поднявшим над Рейхстагом Знамя Победы, Мелитоном Кантарией, личным врагом Гитлера диктором Юрием Левитаном и многими другими защитниками этого героического города. Воспоминания о Сталинградской битве, услышанные мною от героев-фронтовиков, сменялись охотничьими историями, которых в нашей жизни было великое множество.

За приятным разговором мы незаметили как поезд пришел в город – герой Волгоград. На перроне нас встретил председатель Волгоградского регионального отделения военно-охотничьего общества СКВО-МСОО Курочкин Александр Николаевич, который сразу же повез нас в свой офис для оформления лицензий на охоту. По завершению этой необходимой процедуры, мы, не теряя времени, выехали в охотничье хозяйство «Донское», где нам предстояло охотиться. По дороге мы заехали за Василием Павловичем Ивановым, который, согласно ранее продуманного плана, должен был в день прибытия организовать нам охоту на фазана. В душе я немного засомневался, как этот 82 – летний дедушка сумеет охотиться с нами, ведь там нужно много времени ходить по пересеченной местности?

На мои сомнения Александр Николаевич решительно сказал: «Друзья, не беспокойтесь, Василий Павлович находится в прекрасной физической форме. Он еще Вас за пояс заткнет, да и лучше его никто эти охотничьи угодья не знает». Правдивость данных слов не заставила себя долго ждать, так как, доехав до места расположения и перекусив, мы немедленно решили провести «разведку боем»: выйти на охоту на фазана. Благо идти было недалеко – в двухстах метрах от дома охотника начиналось поле, поросшее травой и кустарником, граничащее с лесом, которое являлось идеальным местом обитания фазанов.

Вечерело. Время для охоты оставалось немного – 1 час. Собак не было, а поэтому Василий Павлович поставил нас с Сан Санычем в линию, сам стал в центре, показав каждому маршрут дальнейшего движения. По его команде мы тронулись в заданном направлении. И тут началось – фазаны, шумно взлетали из-под наших ног, пытаясь улететь и укрыться в кустах или высоком тростнике. От их количества мы даже немного растерялись и не всегда успевали четко среагировать на их подъемы, а потому мазали. В результате мы все-таки добыли двух красивых петухов и с чувством выполненного долга направились на ужин в дом охотника.

Мы были в хорошем настроении, ведь в Московской области такого изобилия дичи можно не увидеть за весь сезон охоты, особенно, если охотиться без собаки. В доме охотника нас ждало царское угощение – уха, правильно приготовленная на костре Николаем Ивановичем. Наслаждаясь ухой, мы с большим интересом слушали рассказ Василия Павловича о том, как он охотился с маршалом Советского Союза В.И. Чуйковым. Он нам поведал следующее.

Осенью 1969 года его срочно вызвал руководитель Волгоградского военно-охотничьего общества и сообщил, что находящийся в служебной командировке маршал Советского Союза В.И. Чуйков, по окончании дел, изъявил желание поохотиться в охотхозяйстве «Донское» на дикую утку, а Василию Павловичу он поручил лично сопровождать Василия Ивановича.

Василий Павлович был опытным охотником, и организация охоты являлась для него ежедневным делом, но данном случае он сильно волновался, так как Василий Иванович для сталинградцев был не просто маршалом Советского Союза, а человеком, имевшим огромный авторитет в прославленном городе, поистине всенародно любимым полководцем. Поэтому облажаться Василий Павлович не имел никакого права. С этими мыслями он выехал встречать маршала.

Вскоре, поднимая пыль, к базе охотхозяйства подъехал автомобиль    ГАЗ – 69. Из него вылез Василий Иванович, поздоровался и спросил:

– Мы правильно приехали? Это охотничье хозяйство «Донское»?

– Совершенно верно, Василий Иванович, – поздоровавшись, ответил слегка оробевший Василий Павлович.

– Ну что, охотиться будем? – спросил маршал.

– Будем, Василий Иванович, у нас все готово, – последовал ответ.

– Тогда поехали!

Они подъехали к реке Дон и расположились в землянке (сейчас на этом месте строится современный охотничий дом). Затем сели в лодку и переплыли на противоположный берег Дона к месту охоты. Пока плыли, Василий Иванович расспрашивал Василия Павловича о жизненных проблемах, есть ли семья, дети, квартира… А Василий Павлович рассматривал вблизи этого уникального человека. Выше среднего роста, маршал имел крепкое телосложение, крупные черты лица и уверенный целеустремленный взгляд, подчеркивающий его мужество и стойкость. «Да, такие как он никогда не сдаются, для них поражение равносильно смерти», – подумал Василий Павлович.

Прибывши на место охоты, Василий Иванович стал на основном маршруте перелета птицы, а Василий Павлович пошел выше по реке поднимать водоплавающую дичь. Им повезло, так как время и погода явно благоприятствовали перелету диких уток. Поэтому очень скоро зазвучали выстрелы и утки начали падать в воду. Чуйков оказался опытным охотником. Он бил птицу только над водой, не давая ей долететь до камышей, где найти ее без собаки было бы большой проблемой. А профессиональная стрельба маршала из уникального по резкости боя английского ружья «Перде» не оставляла птице ни малейшего шанса на спасение. Скоро на воде плавало 15 добытых Василием Ивановичем диких уток.

Маршал подозвал Василия Павловича и сказал ему: «Думаю, что хватит. Мне пора собираться. На аэродроме ждет военный самолет, полечу дальше на Восток проверять воинские части». Уток с собой Василий Иванович брать отказался. Попросил угостить ими семью, раздать нуждающимся. Затем поблагодарил за великолепно организованную охоту, извинился, что не может остаться на обед, подарил бутылку армянского коньяку и уехал. А Василий Павлович еще долго стоял и смотрел в след пылящему ГАЗ – 69 и думал о том, с каким простым, добрым, порядочным и справедливым человеком свела его судьба, вот почему любят Чуйкова его солдаты – сталинградцы…

…Следующее утро выдалось солнечным и теплым, что предвещало хорошую охоту. Этот день был самым значимым для Сан Саныча. Я уже отметил, что он является фанатом охоты на зайца и лисицу с гончими собаками. С родным братом Виктором они содержат двух русских пегих и одну русскую гончих, с которыми охотятся в ближайшем Подмосковье почти все свободное от работы время. По просьбе руководителя регионального военно-охотничьего общества Курочкина Николая Ивановича на место охоты прибыли молодые опытные охотники: Ковалев Андрей, Попов Сергей, Сорокин Игорь со своими питомцами – русскими пегими гончими, да какими! Особенно отличался выжлец по кличке «Гром». Он абсолютно соответствовал своему прозвищу. И вскоре его переливающийся мощный лай гремел на всю округу: через 5 минут с момента начала охоты Гром поднял зайца-русака и выгнал его на Василия Павловича. Прозвучал выстрел – подранок! Вскоре Сан Саныч перевидел подранка, а через полчаса гона собак заяц был добыт. Хорошее начало охоты!

Затем было еще несколько подъемов дикого зверя. Хочется отметить, что собаки редко скалывались и, как правило, четко находили зверя, вязко и парато преследовали его. Чувствовалось, что собаки были мастерами своего дела. Самое главное, гончие четко выполняли команды своих хозяев, что, безусловно, улучшало качество охоты. Уже к обеду мы добыли лисицу и пару зайцев-русаков. Было решено закончить охоту. Ведь мы приехали лишь «на разведку боем» и не ставили задачу добыть большое количество зверя, получив при этом большое эстетическое удовольствие от охоты. Спасибо принимающей стороне!

Особое спасибо председателю Волгоградского регионального отделения военно-охотничьего общества СКВОО МСОО Курочкину Николаю Ивановичу, который 5 лет назад принял три охотничьих хозяйства в полуразрушенном состоянии и с немалыми долгами. И, потратив много сил и средств, сумел остановить деградацию охотничьих хозяйств, да и регионального отделения в целом, делая все от него зависящее, чтобы охотники и рыболовы, члены их семей могли отдохнуть от городской суеты и отвлечься от проблем сегодняшнего дня.

Наша охота подошла к концу, но поездка еще не завершилась. Поэтому, после охоты, мы сразу же поехали на Мамаев курган отдать дань памяти моему деду и его солдатам, захороненным рядом на высоте 102. Перед возложением цветов, мы посетили моего старшего товарища по Киевскому суворовскому военному училищу генерал-лейтенанту танковых войск Кутикову Александру Владимировичу – главному смотрителю за Мамаевым курганом. Мы вспомнили родное училище, наших командиров, офицеров воспитателей, старшин, преподавателей, наше счастливое, но в тоже время непростое детство. Долго поговорить не удалось. Зазвонил телефон – генерала вызвали на встречу с юнармейцами. Мы попрощались и пошли к могиле деда.

Сан Саныч впервые посетил Мамаев курган. Он был переполнен впечатлениями. Для человека, выросшего в Белорусской глубинке, все, что напоминало войну, воспринимается очень серьезно, можно сказать драматично. А здесь мемориал – громадный комплекс, олицетворяющий весь трагизм войны, переплетающийся с Великим подвигом всего советского народа.

И вот мы у могилы деда – дважды героя Советского Союза маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Преклонив колено, мы положили цветы, постояли молча, отдавая дань памяти благодарных потомков маршалу Победы и всем павшим советским воинам в Великой Отечественной войне. Затем осмотрели мемориал, вернулись к машине и поехали в педагогический лицей имени Ф.Ф. Слипченко – народного учителя СССР, заслуженного учителя Российской Федерации, продолжателя славных дел А.С. Макаренко и большого друга всей семьи Чуйковых.

К сожалению, Федора Федоровича больше нет с нами, но его дело достойно продолжают его ученики во главе с директором лицея Пиндичем Алексеем Викторовичем. Именно ему я пообещал выступить перед новобранцами лицея, учениками седьмых классов, с лекцией об истории Великой Отечественной войны и лично о В.И. Чуйкове. Для меня встреча с руководством лицея была большим праздником. За моими плечами долгие годы большой дружбы, связанные практически со всеми проводимыми мероприятиями, посвященными Сталинградской битве.

Встреча была очень теплой, дружеской. По братским объятиям можно было сделать вывод, что встречаются очень близкие, безгранично уважающие друг друга люди. Затем Сан Саныч пошел смотреть уникальный музей лицея, включающий в себя диораму битвы за тракторный завод в Сталинграде, созданную художниками студии им. Грекова, кабинеты-музеи маршала Советского Союза В.И. Чуйкова и народного учителя СССР Ф.Ф. Слипченко, а я направился в лекционный зал исполнять свои обязательства. Войдя в аудиторию, я увидел умные, интересующиеся лица, хорошо понимающие, кем им надлежит стать по выпуску из лицея. Таким ребятам читать лекции одно удовольствие: идеальная тишина, прекрасное воспитание, внимательное и тактичное отношение к выступающему, вдумчивые, серьезные вопросы – эти качества свойственны будущим педагогам.

Но вот настало время прощаться с лицеем, да и вообще с гостеприимным  Волгоградом. Мы уезжали с чувствами благодарности и выполненного долга. Нас ждала Москва.

Член КВО № 755     Николай Чуйков