Расцениваю это не как ДТП, а как нападение лося на автомобиль
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; МЧС; архив героини
onliner.by
«Расцениваю это не как ДТП, а как нападение лося на автомобиль». О происшествиях с участием диких животных
«Отныне в темное время суток стараемся не ездить, а знаков „Дикие животные“ боимся как огня», — рассказывает Оксана, которая вместе с мужем попала в серьезную аварию на МКАД-2. Их Volkswagen Golf оказался сильно разбит после того, как перед автомобилем на дорогу из темноты выбежал лось. Женщину до сих пор одолевают противоречивые чувства: то ли расстраиваться из-за разбитой машины, то ли радоваться, что сами живы-здоровы остались… Дорожные происшествия с участием диких животных — не столь редкий случай, чтобы на это закрывать глаза. В подобных ДТП, случается, получают травмы и гибнут люди. Что можно предпринять, учитывая неминуемое пересечение путей миграции животных с автомобильными трассами?
«Перед глазами мелькнула чья-то шкурка»
— С мужем ездим на автомобиле 17 лет, — у Оксаны, пришедшей в редакцию, водительские права имеются, но обычно машиной управляет супруг. — В тот вечер (начало ноября) ехали с дачи, расположенной в Вилейском районе. Было около 19 часов. Уже стемнело. Двигались по второй кольцевой дороге. На том участке установлены знаки «120», а также «Дикие животные».
По словам нашей собеседницы, их Volkswagen Golf двигался со скоростью около 110 км/ч. По поводу предупреждения о появлении диких животных муж впоследствии скажет: да, видел, но они ж везде стоят.
Действительно, подобные знаки можно увидеть на многих загородных дорогах, однако какими должны быть действия водителей, не совсем ясно.
У большинства автомобилистов нет понимания того, как реагировать на знак «Дикие животные»: резко замедляться, принимать правее-левее или на всякий случай включать «аварийку»? Большинство проезжают мимо, не меняя ни скорость, ни полосу движения.
— Участок дороги был не освещен. Вокруг — кромешная тьма, — эмоционально продолжает Оксана. — Муж ехал с ближним светом фар, так как навстречу двигались автомобили и он не хотел, чтобы встречных водителей ослепило.
Дальнейшее пассажирка Golf описывает характерными фразами: «Перед глазами промелькнула чья-то шкурка, сразу же произошел удар. До ДТП муж даже ничего не успел предпринять… Затем он перестроился правее, затормозил, включил „аварийку“. Несколько минут мы просидели в шоке, не до конца понимая, что случилось. Опомнившись, вышли — у нас от удара вздыбился капот».
Вся передняя часть Volkswagen была повреждена — бампер, капот, фары, лобовое стекло, радиатор. На асфальте образовалась лужица из технических жидкостей.
— В этот момент я поняла: нам надо благодарить Бога за то, что мы не получили ни одной царапины, — считает Оксана.
Супруги обратили внимание, что по ходу движения, не доезжая их автомобиля, остановилась еще одна машина. Стало очевидно: что-то произошло.
— Мы пошли туда и увидели Mazda, — говорит пассажирка Golf. — Ее водитель пыталась объехать сбитого нами лосенка, но автомобиль занесло, он столкнулся с ограждением. В салоне находились несколько пассажиров. Они не пострадали, но, как и мы, были напуганы.
Ситуация в месте происшествия была сложной. Один знак аварийной остановки, выставленный водителем Mazda, снесли. Тогда попросили второй — у супругов из Volkswagen. Он тоже был сбит.
Один из пассажиров пошел вперед, стал размахивать фонариком, предупреждая остальных водителей об опасности.
— Лосенок, увы, погиб. Как я поняла, их было двое — второй убежал в лес, — замечает собеседница. — Если бы животное было больше, то нам могло достаться сильнее.
На место происшествия вызвали сотрудников ГАИ. Приехали инспекторы и егери. Присутствие представителей охотничьих хозяйств — обязательное условие в таких случаях.
— Обе машины были не на ходу, — обращает внимание Оксана. — Впоследствии наш автомобиль отбуксировали в гараж, назвали сумму ремонта. Вышло немало…
Неужели на скоростной трассе нужно ехать 30—40 км/ч?
Немного отойдя от шока, женщина задалась вполне логичным вопросом: что ее муж сделал не так? С какой скоростью надо было ехать? А может, следовало включить дальний свет фар?
— Инспекторы ответили, мол, мы должны были двигаться с меньшей скоростью. Они утверждали: если установлен знак «120», это не значит, что нужно ехать именно столько, — напоминает наша собеседница.
Позднее она услышала не одно схожее мнение: кто-то говорил, что надо было ехать 90 км/ч, кто-то считает, что 50 км/ч. А один из знакомых процитировал пункт 87.1 ПДД: «В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения».
Оксана подсчитала, что при скорости 120 км/ч автомобиль проезжает 33 метра в секунду. Если учесть, что мозг срабатывает не сразу и на реакцию ему нужно время, то выйдет ничтожная величина.
— На какое расстояние светит ближний свет фар? Метров на тридцать? Выходит, нам надо было ехать 30—40 км/ч? — задается вопросом женщина.
Конечно, хотелось бы спросить у самих советчиков — с какой же скоростью по загородным трассам ездят они? Ведь медленно движущееся транспортное средство само по себе создает опасность, вынуждает других маневрировать и т. д.
Почему перед водителями ставят задачу предотвратить ДТП, ссылаясь на маловыполнимые требования ПДД?
Очень заметно, что пассажирка Volkswagen впечатлилась случившимся. Говорит, никогда не задумывалась о подобных происшествиях, путях миграции диких животных и юридических последствиях в случае ДТП.
— Уже находясь дома, я стала гуглить и узнала, что месяцем ранее в столкновении с диким животным пострадали три человека, — напоминает Оксана.
Речь, вероятно, о происшествии на трассе М1. Тогда водитель Mercedes сбил лося. Выйдя из машины, мужчина выставил знак аварийной остановки. Ехавший следом Fiat Punto (за рулем был 28-летний молодой человек) остановился в крайней левой полосе перед лежащим на проезжей части животным, после чего в этот автомобиль врезался Opel Vectra. От удара Fiat выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовиком DAF.
В результате ДТП водитель и 25-летняя пассажирка Fiat, которая находилась на заднем сиденье, а также водитель DAF с травмами были госпитализированы.
А за сутки до этого возле Михановичей (Минский район) водитель Volkswagen Passat также сбил перебегавшего дорогу лося. Понадобилась помощь спасателей: 37-летнего мужчину с травмами различной степени тяжести доставили в больницу.
Сделаем акцент: происшествия зарегистрированы в одно время, именно в этот период наблюдается сезонная миграция диких животных. Инстинкт не обманешь! Например, лоси идут по тропам, проложенным сотни лет назад.
Ничего не поделаешь — зов природы…
— Что делает государство для предотвращения таких случаев? — задается вопросом пассажирка Golf. — Возможно, стоило бы осветить дорогу, но это, наверное, очень дорого. В других странах даже туннели для лягушек строят. А в Латвии я видела, что вдоль леса натянуты сетки. Это, конечно, скорее вопрос к проектировщикам, но ведь МКАД-2 была построена сравнительно недавно. Неужели этого не предусмотрели?
Наша собеседница оговаривается: местами сетки на МКАД-2 натянуты, но выходит, что это неэффективная мера? По ее мнению, продумывать мероприятия по предотвращению выхода на проезжую часть диких животных, пьяных пешеходов и т. д. — обязанность проектировщиков.
— Я не понимаю, почему перед водителями ставят задачу предотвратить ДТП, ссылаясь на маловыполнимые требования ПДД, а государство самоустранилось от решения проблемы, — возмущается Оксана. — Вот что мы можем сделать со своей стороны? Единственное — не планировать поездки в темное время суток. Но это не очень реально.
Опыт западных стран с высоким уровнем дорожной безопасности говорит все-таки о конструктивных мерах — тех же сетках, причем определенной высоты и крепости, чтобы животные не могли перепрыгнуть или порвать ограждение. Разумеется, это масштабная задача, на выполнение которой могут уйти большие средства. Стоит ли игра свеч?
В дорожном движении принято ориентироваться на экономическую целесообразность. Как бы цинично это ни звучало, но есть даже оценка жизни человека, чтобы можно было обосновать: возводить развязку или устанавливать светофорный объект, например. Вот смета, подпишите!
В Беларуси назывались разные данные. Кто-то считает, что жизнь оценивается в $135 тысяч, другие полагают, что в $278 тысяч.
Как нам удалось узнать, определенные исследования у нас все же проводятся. Более десяти лет назад при проектировании и реконструкции дорог стали учитывать миграционные пути диких животных. На опасных участках устанавливают ограждения. Однако то ли они недостаточно крепкие, то ли природный зов слишком силен, но их прорывают.
Впрочем, есть и другие средства для предотвращения подобных происшествий: репелленты, специальные буферные зоны, датчики освещения, реагирующие на движение…
Гражданская ответственность лося не застрахована…
Сразу после ДТП пассажирка Volkswagen пыталась уточнить у инспекторов, полагается ли им какая-то помощь. Несколько наивная реакция вызвала у сотрудников ГАИ усмешку. Оксана даже не подозревала, что еще недавно за наезд на дикое животное можно было получить штраф. Сейчас правоприменительная практика изменилась, к таким случаям стали относиться более либерально.
В ГАИ Минского района, на территории которого произошла эта авария, говорят: «Если во время проверки было установлено, что водитель не имел возможности предотвратить наезд на дикое животное, то штраф ему не грозит. Однако вызывать на место происшествия инспекторов необходимо, чтобы оформить ДТП».
Обычно на происшествие, в котором пострадало или погибло животное, выезжают также представитель охотничьего хозяйства, ветврач, специалист Минприроды. Они совместно приходят к выводу, можно ли оказать какую-то помощь животному. В случае гибели решается вопрос об утилизации.
— Наступить последствия могут в том случае, если водитель решил оставить место происшествия и забрать сбитое животное с собой, — уточняют в Государственной инспекции по охране животного и растительного мира. — В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за незаконную транспортировку диких животных. Такие случаи периодически фиксируются. Изменение законодательства было связано с тем, что ранее браконьеры использовали уловку, мол, кто-то сбил лося или оленя, а мы подобрали. Лазейку теперь прикрыли.
Дополним, что по статье 282-1 УК «Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных» за подобные действия водителя предусмотрено лишение свободы до трех лет.
Что же касается возмещения вреда, то владельцу Volkswagen и его супруге рассчитывать не на что. Автомобиль не был застрахован по каско. «А по „автогражданке“ данный случай считается нестраховым, — объяснили страховщики. — Гражданская ответственность лося ведь не застрахована. Это нонсенс».
Юрист Татьяна Ревинская высказывает солидарную позицию: «Статьей 948 Гражданского кодекса регламентировано, что граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе в связи с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.
Наезд на дикое животное (именно дикое, поскольку наезд на домашних и сельскохозяйственных животных — это иные правоотношения) является дорожно-транспортным происшествием, характеризующимся, как правило, причинением вреда одному или обоим объектам столкновения: транспортному средству и/или самому животному.
Поэтому в любом случае по факту ДТП будет проводиться соответствующая проверка, информироваться Государственная инспекция по охране животного и растительного мира.
Водитель при выборе скорости движения должен учитывать ограничения скорости, установленные правилами дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, влияющие на видимость дороги в направлении движения.
Поэтому в ходе проверки будет дана оценка действиям водителя, а именно: отреагировал ли он на предупреждение о действии знака „Дикие животные“, избрал ли безопасную для движения скорость и в каком состоянии он управлял транспортным средством. В зависимости от установленного будет решен вопрос о наличии в его действиях состава правонарушения и привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД. Факт привлечения к административной ответственности влечет обязанность виновного возместить ущерб за погибшее животное.
Признание водителя невиновным избавит его от необходимости выплачивать соответствующую компенсацию. Но и ремонт поврежденного транспортного средства он будет вынужден производить самостоятельно, поскольку факт повреждения объектов окружающей среды в результате ДТП не считается страховым случаем, а значит, водитель не вправе требовать выплаты страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Несмотря на все вышесказанное, Оксана настроена решительно. Нет, она не собирается доказывать, будто ее супруг не виновен в ДТП. Ее беспокоит и удивляет, что водители и их пассажиры ничем не защищены от появления лося или кабана на оживленней трассе, а сами дикие животные гибнут при подобных обстоятельствах. Наша собеседница планирует обратиться в профильные министерства с вопросами, какие меры предпринимаются для профилактики таких ДТП и почему они в полной мере не предотвращают подобные случаи. Пока же она призывает всех водителей воспринимать знак «Дикие животные» на полном серьезе, а не как банальное предупреждение.