Проблемы тверских охотников в “Эфире” Генеральной прокуратуры

Информационно-коммуникационный сервис “Эфир” – медиапроект Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это технологический микс интерактивной live-трансляции и стримингового канала. Зрителям предлагают эксклюзивный контент из представленного на ресурсе видеобара, а также транслируют актуальные новости и аналитику в прямом эфире и, самое главное, отвечают на вопросы в интерактивном чате и на звонки зрителей. На очередной прямой эфир, который состоялся в четверг и был посвящен природоохранной тематике, был приглашен главный редактор журнала “Охотник” Андрей Корабельников.

Среди множества вопросов, которые удалось обсудить во время передачи, были и те, которые непосредственно касаются охотников и охотпользователей Тверской области, где сложилась неоднозначная ситуация: много конфликтов, некоторые из которых уже рассматриваются в судах.

Так в Тверской области чиновники регионального МПР не первый год самостоятельно устанавливают численность и квоты добычи охотничьих ресурсов без учёта данных охотпользователей. Об этих фактах неоднократно писали многие охотничьи издания, нарушения выявляли проверки Росприроднадзора, но Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура почему-то не замечает происходящего. В итоге происходит нарушение законных прав как простых охотников, так и охотпользователей, одним не дают охотиться, другие – несут огромные убытки.

Вот как прокомментировал происходящее официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной:

– В Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру поступали обращения охотпользователей о значительном и несправедливом, по мнению обратившихся, уменьшении объема квоты добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленных охотничьих угодий в сезон охоты 2017 — 2018 годов. Для отдельных охотничьих обществ снижение квот по результатам рассмотрения заявок достигало половины.
Проведенная проверка показала, что решения об уменьшении объема квот принимались в уполномоченных в сфере охраны животного мира органах государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам безосновательной выбраковки ведомостей зимнего маршрутного учета и в отсутствие необходимого обоснования, предусмотренного порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При этом охотпользователи о принятых решениях в установленный срок не уведомлялись.
Человек, несведущий в охоте, спросит: что плохого в пусть и безосновательном, но уменьшении квот добычи охотничьих животных, ведь это способствует увеличению их популяции? Но при этом забывается, что добросовестный охотпользователь вправе рассчитывать на добычу количества животных, соответствующего затратам, которые он понес в связи с проведением мероприятий по сохранению, воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Кроме того, такое уменьшение квот может повлечь негативные последствия, связанные с чрезмерным ростом популяции охотничьих животных. А самое главное, что это не только не гарантирует сохранения численности животных, но напротив — подталкивает охотников к их добыче в отсутствие разрешения.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой неоднократно выявлялись нарушения законодательства со стороны Министерства природных ресурсов Тверской области при установлении численности и квот добычи охотничьих ресурсов. В связи с чем принимались меры прокурорского реагирования.
Так, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства внесено представление. Во исполнение требований представления в проект постановления Губернатора Тверской области «Об утверждении лимита добычи лося, благородного оленя, косули, пятнистого оленя, бурого медведя, рыси, выдры, барсука на территории Тверской области на период с 1 августа 2017 года до 1 августа 2018 года» внесены изменения, которыми исключены необоснованные квоты добычи лося в возрасте до года. Квоты изъятия лося в охотничьих хозяйствах согласованы Минприроды России и утверждены постановлением Губернатора Тверской области от 17.08.2017 № 118-пг. О перерасчете квот уведомлены охотпользователи.
Все обращения, поступившие от охотников и охотпользователей рассматриваются в установленном законом порядке, принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования, о чем своевременно информируются заявители. Однако изменить установленные квоты в одночасье невозможно. Существует установленная законом процедура.
В настоящее время Министерство природных ресурсов Тверской области в тесном сотрудничестве с охотопользователями решает вопрос. Проводятся совместные совещания, разъясняются правила заполнения охотничьих билетов. Полагаем, что в скором времени указанная проблема в регионе будет решена.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 24 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае несогласия охотпользователя с установленной квотой добычи охотничьих ресурсов они (охотпользователи) вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.
Всего в 2018 году в деятельности Минприроды Тверской области выявлено 11 нарушений закона, внесено 6 представлений, по итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо. Всего в Тверской области в сфере исполнения законодательства о животном мире выявлено 127 нарушений, внесено 40 представлений. По итогам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 20 должностных лиц, к административной – 32.
В настоящее время лимиты добычи лося, благородного оленя, косулей, рыси на территории Тверской области на период с 01.08.2018 по 01.08.2019 утверждены постановлением Губернатора Тверской области от 01.09.2018 года № 88-пг.