Дмитрий Кобылкин в Минприроды: движение вперед – очевидно

Первая годовщина работы Кобылкина главой министерства природных ресурсов и экологии РФ – хороший повод собрать воедино оценочные суждения о результатах и дальнейших прогнозах.

фотография из архива Минприроды
фотография из архива Минприроды

Кобылкин поменял успешный и богатый Ямало-Ненецкий АО на пост руководителя весьма проблемного ведомства.

Проработав без малого 20 лет в понятной системе координат, ежедневно наблюдая результаты своего труда, экс-губернатор оказался в кресле чиновника, эффект от решений которого имеет крайне отдаленную перспективу.

И если виден, то по прошествии лет.

Ибо законы, нормативные акты, стратегии, приказы и пр. – принимаются в муках, имеют отложенный эффект и в первые годы реализации, как правило, вызывают лишь критику – пока общество, бизнес и эксперты не научатся применять их на практике, не ликвидируют все шероховатости, не свыкнутся с новыми реалиями.

Понравилось ли Кобылкину работать министром?

Полагаем, он ответил бы: «Это не мой выбор, а решение Президента». Ведь уникальность Дмитрия в том, что терять ему нечего, за кресло он явно не держится и своим назначением никому не обязан.

Доподлинно известно, что весной 2018 года Кобылкин не искал себе новый пост, а готовился проработать до конца губернаторского срока. Электорально популярный среди населения, поддерживаемый большинством бизнес-групп – он не искал добра от добра.

Его переход на федеральный уровень приписывают тандему Тимченко-Михельсон. Была ли учтена позиция других групп влияния – Николая Патрушева, Игоря Сечина и пр.?

Во всяком случае на встречу с Президентом Кобылкина приглашал руководитель администрации Антон Вайно. А галочку напротив его фамилии в списке перспективных губернаторов, подготовленном Сергеем Кириенко, поставил лично Путин.


фото: Fotolia.com

Можно говорить о тесных связях Кобылкина и Михельсона (смешно скрывать, что развитие ЯНАО всегда зависело от проектов «НОВАТЭКа»). Но всё-таки появление Дмитрия Николаевича в Минприроды – скорее, результат сошедшихся звёзд.

Разумеется, процесс ускорила необходимость срочно «вынести» из здания на Большой Грузинской экс-министра Сергея Донского, чтобы больше не делал глупостей.

Майский указ Президента

Главным вызовом для Кобылкина сразу стал Майский указ. Президент подписал его накануне ротаций в Правительстве, и новые министры не успели внести туда свои предложения.

Зато нацпроект «Экология» нужно было сформировать за три месяца. При этом специалистов, понимающих суть проектного подхода, в Минприроды не нашлось: последние профессионалы покинули министерство на закате работы Донского.

Тексты национального и федеральных проектов рождались в муках. Из регионов буквально клещами вытаскивали информацию, пытаясь собрать воедино разнообразные планы, стратегии, результаты НИОКРов и прочие разрозненные сведения.

Сейчас в полученный «компот» добавляют осмысленные предложения, корректируют компоненты, уточняют показатели, перераспределяют средства.

«Тянет лямку» первый замминистра Денис Храмов, активно вошла в процесс Светлана Радионова, на нее Кобылкин сделала ставку в длительной борьбе за пост главы Росприроднадзора – и, похоже, не прогадал.

Нацпроект «Экология» – это единственный шанс, что охрана окружающей среды не выпадет из повестки Правительства. Это гарантия сохранения компетенций Минприроды и его целостности до весны 2024 года.

И это – главное испытание для Дмитрия Кобылкина. Ибо для реализации нацпроекта нет достаточных сил и средств.

Несмотря на красивые цифры в презентации, компетентно утверждаем: абсолютно все пункты нацпроекта «Экология» недофинансированы.

Действующие госпрограммы за рамками Майского указа сокращались четыре года. Упало финансирование ООПТ, лесного и водного комплексов, на минимуме – воспроизводство минерально-сырьевой базы, практически без денег живёт Росгидромет.

Штатная численность министерства близка к критической. Новые полномочия, новые поручения, новые ООПТ, новые задачи вешаются на Минприроды без дополнительного штата.


фото: Fotolia.com

Департаменты отходов и охотничьего хозяйства появились путём сокращения ставок в территориальных органах и перераспределения численности в центральном аппарате.

В таких условиях побеждать (то есть реализовывать нацпроект) можно только «геройствуя». А это – дело неблагодарное: никто не оценит.

Министр не для тепличных условий

Доброжелатели рассуждают: «Вот если бы у Кобылкина были лишние год-полтора для раскачки… Вот если бы он возглавил слаженный и квалифицированный коллектив… Вот если бы ему дали сменить заместителей в первые месяцы работы…»

Однако будь условия столь тепличными, в кресле министра оказался бы не Дмитрий Николаевич.

Ситуация усложнилась тем, что «кадровая скамейка» вчерашнего губернатора оказалась не слишком длинной.

Квалификации большинства ямальских чиновников хватает для руководства районом, регионом, компанией. Но не хватило для того, чтобы возглавить департамент федерального министерства или стать куратором целой отрасли в ранге замминистра.

Поэтому даже те, кого Кобылкин привел с собой, не во всём оправдали ожидания. Одни вернулись в Салехард (пример Алексея Титовского), другие тонут в бюрократической рутине (пример Сергея Хрущева).

А кандидатов на замруководителей служб или агентств у Дмитрия просто не нашлось. В итоге все подведомственные Минприроды органы власти (за исключением Росприроднадзора) сохранили прежний костяк и базовую идеологию в работе.

Непросто внутри министерства

Департамент экологии по-прежнему лихорадит, департамент отходов не получил постоянного руководителя.

Департамент ООПТ рассыпался и переживает очередную реорганизацию с выделением «байкальской проблематики» в отдельное подразделение. Замминистра Владимир Логинов нашел контакт с Кобылкиным, но живёт в своем графике и со своим взглядом на происходящее.

Таким образом, «Dream team» в Минприроды не случилась. По отдельности каждый из руководителей – приятный собеседник, отличный слушатель, умеющий внятно выражать свои мысли. Но слаженного «оркестра» пока нет. И это для Кобылкина, безусловно, ключевая проблема.

Стал ли министр специалистом №1 в России по всем экологическим кейсам?

Разобрался ли в хитросплетениях законодательства, в порядке принятия решений по наиболее острым вопросам?

Погрузился ли Кобылкин в проблемы нормирования на основе технологических показателей наилучших доступных технологий?

Насколько глубоко изучил содержание «горизонтальных» и «вертикальных» справочников НДТ?

Понимает ли различия в санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных нормативах?

Знает ли министр, что обосновывающие материалы для получения Комплексного экологического разрешения, к примеру, НЛМК будут весить 42 тонны – и в России просто не хватит специалистов, чтобы их внимательно прочитать?

Ответы на эти вопросы очевидны. Но нужны ли сегодня эти нюансы руководителю Минприроды?

Конечно, было бы неплохо, если бы у руля министерства оказался геолог-охотовед, проработавший в лесном комплексе на территории ООПТ и занятый изучением влияния металлургической промышленности на климат и состояние водных объектов, включая озеро Байкал.


фото: Fotolia.com

Однако сейчас важнее иметь во главе природоресурсного блока человека системного. Созидателя по духу и организатора по смыслу.

Министерству нужен куратор проектного процесса, руководитель, способный поставить задачи и проконтролировать их выполнение. Разумеется, нужен и соответствующего уровня коллектив исполнителей.

Дмитрий Николаевич уверен: нет такого человека, к которому хороший руководитель не сможет подобрать ключик и мотивировать на созидательный самоотверженный труд. Однако такой принцип эффективен не везде.

Какие бы беседы-тренинги Кобылкин не проводил с подчиненными, в Минприроды мало что меняется. Большинство сотрудников элементарно устали и не желают никаких новаций.

Львиная доля поручений министра уходит в песок, растворяется внутри бюрократической машины Минприроды, которая за последние годы научилась эффективно перемалывать в пыль протоколы, обращения, вышестоящие указания.

Если в течение текущего года Кобылкин не сможет навести порядок среди подчиненных, не настроит их на достижение результата, не будет жестко спрашивать за неисполнение поручений, то система продолжит деление на независимые друг от друга кластеры, каждый из которых живет в отрыве от общеминистерских целей и задач.

Экология в новом составе Правительства – по-прежнему беспризорное дитя

Куратор промышленности и энергетики Дмитрий Козак считает часть природоохранных требований явно избыточными.

Куратор природоресурсного блока Алексей Гордеев ментально тянется к сельскому хозяйству, которое воспринимает экологию как неизбежный ограничитель для процветания крестьянства.

Для куратора финансов Антона Силуанова экология – бюджетная «дыра», вложения в которую крайне неэффективны, ибо не приносят прямой выгоды государству.

Социальный вице-премьер Татьяна Голикова, не обладая объективными данными о влиянии экологии на здоровье людей, предпочитает держаться в стороне, трезво оценивая происходящее в Минприроды.

В бытность главой Счетной палаты Голикова системно критиковала эффективность расходования средств в водном и лесном комплексах, Росгидромете и пр.

«Дальневосточный полярник» Юрий Трутнев, покинув Минприроды семь лет назад, намеренно дистанцировался от ведомства. Однако при удобном случае критикует за «провалы в лесу», «ограничения для развития бизнеса» или «нежелание корректировать границы ООПТ».


фото: Fotolia.com

Коммунальный куратор Виталий Мутко, похоже, про природу думает лишь когда на ней отдыхает. А как куратор строительного комплекса и ЖКХ категорически не приемлет разного рода экспертизы, оценки воздействия и ограничения в использовании земель.

Единственный вице-премьер, способный поддержать экологов, – Константин Чуйченко. Пожалуй, он мог бы стать истинным лоббистом идей охраны природы. Однако предпочел занять позицию невмешательства в блок Алексея Гордеева.

А в последнее время потихонечку троллит Кобылкина, обращая внимание на неудачи в работе заповедной системы.

В свою очередь, Дмитрий Медведев от экологии явно устал. Похоже, он так и не простил активистам не стоивший выеденного яйца скандал вокруг строительства правительственной резиденции на полуострове Утриш.

Устроив ради хайпа шум вокруг планов Медведева поселиться в непосредственной близости от границ заповедника (который и появился лишь благодаря Дмитрию Анатольевичу), «зелёные» потеряли человека, который мог стать реальным сторонником усиления природоохранных требований.

Есть еще Сергей Иванов – спецпредставитель Президента по вопросам экологии. Однако он не демонстрирует желаний вмешиваться в правительственные решения. И жалует лишь животных, преимущественно из семейства кошачьих.

Таким образом, на горизонте нет системного лоббиста природоохранных ценностей и сторонника ужесточения экологического регулирования.

Дмитрий Кобылкин прекрасно это видит и понимает. Как и все работники Минприроды, получающие из Правительства вместо поддержки отчетливые сигналы о недовольстве своими инициативами.

Мусорная реформа

Кобылкину можно сказать спасибо как минимум за стартовавшую «мусорную» реформу. Ибо он не пошел на поводу у отдельных губернаторов и чиновников Правительства, предлагавших в декабре 2018 года перенести реформу еще на год.

Кто-то должен был взять на себя ответственность – и запустить новую систему.

Территориальные схемы и балансы, нормативы накопления и тарифы, учитывающие инвестиционную составляющую, региональные операторы и перераспределение полномочий. По каждому из этих направлений есть проблемы. Повсеместно в России возникает локальное недовольство населения, власти, бизнеса.


фото: Fotolia.com

Но система начала меняться. Начинается формирование новой модели, к которой мусороперерабатывающая отрасль окончательно перейдет через несколько лет, когда в стране после неизбежного укрупнения останется 3-4 региональных оператора, плюс государственная ППК РЭО (в качестве отраслевого регулятора, института развития и исполнителя функционала по обращению с ТКО в отдельных, труднодоступных или малонаселенных частях страны).

Концентрация финансовых ресурсов и долгосрочные договоры позволят начать строительство современных полигонов, сортировочных комплексов и частичную переработку отходов. Это на горизонте до 2025 года снимет остроту социальных протестов и приведет к ликвидации значительного числа несанкционированных и не соответствующих требованиям свалок.

Подведём итоговый баланс годовщине Дмитрия Кобылкина на посту министра

1) Нормативные акты в развитие закона о нормировании – выпущены.

2) Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» – создана.

3) Кадровые изменения в «Росгеологии» – большой плюс.

4) Кадровые назначения в Росводоресурсах и Росприроднадзоре – результат первых аппаратных побед нового министра.

5) Ситуация в особо охраняемых природных территориях – пока минус: потеря управляемости, отсутствие слаженной системы руководства, проблемы с созданием новых ООПТ.

6) Поручение главы Правительства о разработке новой редакции Лесного кодекса – заявка на реформу важнейшей отрасли для России.

7) Тесный диалог с губернаторами в рамках нацпроекта «Экология» – явный сигнал, что министр не забыл, откуда приехал в Москву и насколько непросто было работать с федеральными ведомствами из кресла главы ЯНАО.

8) Отсутствие системной поддержки со стороны общественности – скорее недоработка аппарата Минприроды. Ибо, как показывает практика, Кобылкин и экологи говорят на одном языке. Главное – научиться доводить точку зрения до потенциальных сторонников.

***

Итак, Дмитрий Николаевич смог разворошить в Минприроды «застоявшееся болото». Он пытается перезапустить систему в условиях дефицита специалистов и ресурсов.

«Подносчиков снарядов» много, а вот тех, кто умеет их произвести и наполнить, – единицы.

Не все решения логичны и доводятся до конца, определенная мягкость мешает достижению ранее поставленных целей.

Однако движение вперед – очевидно. И для Кобылкина это жизненный вызов. А также способ доказать самому себе, что в состоянии управлять проблемами всероссийского уровня.

Если Дмитрий Николаевич справится, перед ним откроются новые перспективы и горизонты планирования.

Зеленый Змий

https://www.ohotniki.ru