Оружие для загона

8 августа исполняется 75 лет давнему другу и автору журнала “Охотник” – Анатолию АЗАРОВУ. Коллектив редакции от всей души поздравляет Анатолия с юбилеем и желает крепкого здоровья и творческих успехов. Его материалы хорошо известны нашим читателям. И вот, накануне праздника, Анатолий Азаров вновь прислал нам свою новую статью. И мы рады познакомить с ней наших читателей.


Карабин с оптикой или привычная гладкостволка?


Об оптике

Карабин с оптическим прицелом в захламлённом лесу с подростом, где стрельба ведётся в условиях ограниченной видимости на небольшой дистанции (в загоне), может сослужить плохую службу. Поймать несущегося на махах зверя в перекрестие оптического прицела на небольшом расстоянии в 15-35 м – проблематично. Особенно если кратность прицела 6-10 крат. Опасность для стрелка возрастает, когда раненый зверь в таких условиях бросается на него, и от скорости реакции и точности выстрела зачастую зависит жизнь. Вот тут уже точно привычная двустволка надёжнее карабина.
Да и в прогале зарослей более двух прицельных выстрелов сделать трудно. Поле зрения прицела ограничено, а сектор обстрела, как правило, во время загонов – небольшой. Так же необходимо помнить о безопасности других участников коллективной охоты. И в этом плане, несомненно, дальнобойные карабины на таких охотах более опасны для людей, находящихся в лесу. Для точного выстрела из карабина желательна стрельба с упора и надёжная фиксация оружия, а в условиях загонных охот это трудновыполнимо.
Но если выбора нет и карабин – единственно возможный выбор, то желательно использовать прицелы кратности 1.2-3-х крат с большой светосилой, позволяющие вести стрельбу и в сумерках (или оптику переменной кратности). Также полезна специальная оптика для загонных охот, использование сошек, в том случае, если распорядитель охоты поставит стрелка на чистое место, когда, например, надо перекрыть поляну. Если оптика быстросъёмная, то, в случае, когда охотника на следующем загоне ставят в зарослях, он снимает оптику и пользуется уже открытым прицелом.
Надо иметь ввиду, что ось оптического прицела расположена значительно выше линии прицеливания открытого прицела. А это уже совершенно другая вкладка, к которой надо долго привыкать. На гребень в таких случаях наращивают верхнюю часть, так как голова стрелка уже выше по сравнению с обычным прицелом. Особенно много промахов бывает при стрельбе с использованием оптики по зверю с высокого лабаза вниз под углом к горизонту на малом расстоянии.
Таким образом, можно сделать вывод: оптика при быстрой стрельбе навскидку в условиях ограниченной видимости, в густых зарослях, на малом расстоянии, когда время ограничено, только мешает. Если охотник не имеет возможности часто тренироваться в стрельбе с оптическим прицелом, промахи гарантированы. Как следствие, нередко после этого оптика снимается и лежит в запаснике дома. А она ведь дорогая. Но владелец вынужден перейти на открытый прицел.
Естественно, что на средние в100 м и более дальние дистанции в 200 – 300 м высокоточные карабины при неторопливой стрельбе с упора по неподвижной цели надёжно попадают по месту и зверь бывает добыт с первого выстрела. Как правило, это засидки на кабана, медведя, лису и др. И глухаря осенью неплохо сбить. Тут конечно важны требования к самому оружию: и ствол хороший, и ложа подходящая, и грамотно подобранная хорошая оптика. Кучность карабина должна для таких выстрелов не 10 см на 100 м, как у военных СКС, а 1, 1.5, 2 моа на 100 м. Оптический прицел надёжно закреплён на карабине (на герметике), правильно подобран патрон (пуля). Уверенное владение охотником своего оружия, конечно, подразумевается.

Карабин или гладкостволка?

Вообще карабин, особенно с военными корнями – на базе АКМ, РПК, СВД, меньше всего приспособлен к стрельбе навскидку по сравнению с привычной гладкостволкой. У него и баланс другой и специфическая форма ложи – особенно военных переделок, где изгиб ложи меньше. А ещё есть и ортопедический приклад, совершенно неприспособленный для стрельбы стоя – другая конструкция прицельных приспособлений (значительно выше прицельной планки гладкоствольного ружья), другая масса. Если же установлена оптика- то 2 линии прицеливания – через оптику и в открытый прицел. Всё это затрудняет быструю вскидку оружия и замедляет процесс прицеливания.
Много примеров, когда растерявшись в экстремальной стрелковой ситуации, владельцы импортных карабинов после оправдываясь, сетовали на непривычность движков и шиберов слабо освоенного карабина . Мол, была бы у меня в руках моя любимая привычная двустволочка – кабан бы не ушёл. Как видимо, не зря один охотник написал, что стрелок с дальнобойной винтовкой армейского образца на номере в лесу вызывает у него некоторое замешательство… Конечно понятно, что к гладкостволке охотник привык на постоянных и частых охотах и по перу и при стрельбе по наземным целям дробью. Здесь он как бы срастается с ружьём и только по одному мышечному ощущению при вскидке ружьё уже направлено туда, куда надо. Подправлять прицел в таких случаях нет необходимости, да и птица или зверь не предоставляет при быстром перемещении такой возможности.
Значительно можно увеличить дальность стрельбы из гладкоствольного оружия если есть ввёртная насадка парадокс или второй комплект стволов со сверловкой Ланкастер. Тут два преимущества: ружьё привычное для охотника и не нужно разрешение на нарезное оружие.
Для уверенной стрельбы из карабина необходимы регулярные тренировки на вскидку и стрельбу, желательно в условиях приближенных к тем, что бывают в лесу на загонных охотах. Владельцы карабинов, по мои наблюдениям, чаще занимаются отстрелом на стрельбище или новых неизвестных патронов или после переустановки оптики, замены кронштейнов, установки ДТК. Т.е главное добиваются кучности (в погоне за МОА на различные дистанции). Видимо, не очень-то хочется переводить патроны на дистанциях 30 м из положения стоя, с быстрой вскидкой, и многократном вкладывании карабина, чтобы довести эти действия до автоматизма.
Понятно, что патрон надо подбирать по дичи. Одно дело лось, кабан (9.3 на 62,30-06…762.на 54), другое дело – косуля. Тут и патрон 7.62 на 39 вполне подойдёт. А выбор пули – разбираться в баллистическом коэффициенте, в оболочках и безоболочках -должен сам охотник.

Болтовой или полуавтомат?

По многолетнему опыту выясняется, что уложить из карабина одним выстрелом зверя, внезапно появившегося в прогале или просеке, бегущего на махах, когда очень мало времени на выстрел, в узком секторе обстрела при недостаточной видимости – редко получается. Нужен или дуплет, или несколько выстрелов за короткий промежуток времени. А бывает и дуплета не хватает. Зверь уходит и потом начинаются мытарства по добору подранка. В этом случае главное преимущество карабина не дальнобойность, а скорострельность и надёжное останавливающее действие пули. К тому же у газоотводного полуавтомата меньше отдача и подбрасывающее действие ствола, т.е.после выстрела оружие меньше сбивается с линии прицеливания (поводки) и можно быстрее и точнее произвести очередной выстрел. К тому же лось, а также кабан и медведь, очень крепки на рану. Кабан с пробитым сердцем ещё может пробежать много метров и натворить бед. Поэтому на номере с ограниченной видимостью не очень-то подходит карабин с ручной перезарядкой (болтовой ). Нужен или карабин -полуавтомат или гладкоствольный полуавтомат с надёжными пулями с большим останавливающем действием (Блондо, Рубейкина, Ленинградка 2, рижский Монолит). Такие пули не рикошетят от кустов и веток, и не расплющиваются о крупные кости, а вырубают как пуансоном тушу, достигая жизненно важных органов зверя. На близком расстоянии зверь может скорее лечь от этих пуль, чем от пуль калибра 7.62мм. На 100 м пули 12 калибра массой 35 г не уступают по останавливающему действию 9 мм пули, а на 50 м значительно превосходят их. Хороши наши привычные полуавтоматы МЦ 21-12, ТОЗ 87, МР 155 , Бекас, МР 156 и проч. Главное – чтобы охотник их хорошо освоил и ружьё было ему прикладисто. Естественно, механизм должен быть отлажен, не давать задержек , патроны откалиброваны, свежие, в новых гильзах. Тогда и вскидка будет быстрой, уверенной, без дополнительных поправок.
Конечно, нет сомнений, что ложа гладкоствольного ружья навскидку привычнее и удобнее любого карабина. Охотник к ней привык на других частых и постоянных охотах и он увереннее с привычного ружья распорядится выстрелом. Главное, чтобы в случае промахов и в азарте охотник при последующих выстрелах мог сам себя удержать (остановить) и не начать стрельбу вдоль стрелковой линии в сторону людей и машин. Тут нужна выдержка и самоконтроль.

Регулярные тренировки и привыкание к карабину

Если уж приобретён карабин для охот на зверя (для загонов лучше полуавтомат), то охотник должен понимать, что без постоянных и регулярных тренировок на вскидку, стрельбе с рук по быстро движущейся цели в узком секторе обстрела за короткий промежуток времени на малом расстоянии – не обойтись. И важно не просто попасть в мишень (зацепить ), а произвести выстрел по месту – в сердце или мозг. Тут уж патронов жалеть нельзя. Все приёмы нужно доводить до автоматизма. Карабин должен сам мгновенно находить своё место в плече, как при стрельбе, например, чирков или вяхирей. Тогда и его возможности будут полнее реализованы. Надо иметь ввиду, что устойчивые навыки приобретаются только за длительный период освоения оружия, а не тогда, когда владелец достаёт свой карабин несколько раз за год.

Анатолий АЗАРОВ г. Санкт-Петербург