Хоть и мал гусь, да дорог!
Евгений Бугрышев
В ощипанном виде гусь оказался тощим и жилистым, весом не более полутора килограмм. Натерев тушку смесью соли и перца, принялся набивать его нутро гречневой кашей с черносливом. Покончив с кашей, засунул внутрь птицы дополнительно пару зубчиков чеснока, да лист лаврушки для аромата и попытался проделать тоже самое с яблоком, но места для него в гусе не нашлось… Сгрызу так, решил я и, отложив яблоко в сторону, принялся зашивать распоротое брюхо птицы нитками, дабы начинка во время запекания никуда не сбежала. В финале подготовки обмазал тушку пресным тестом и, положив её на противень, отправил в духовку запекаться. Так всегда готовил гусей отец к Новому году, но те гуси были значительно крупнее и жирнее, весом не менее пяти кило. Тесто пропитывалось жирком и становилось неимоверно вкусным, чего от моего гуся ожидать совершенно не стоило… Зачем же мне такой тщедушный гусь? – возможно, спросите вы. А о том мой рассказ.
В понедельник позвонил Алексей.
– Жень, ты видел, что творят!? – речь шла о фотографиях, публикуемых в нашей небольшой группе «Охота» в WhatsApp. Никакого стыда у них нет! Нельзя же так с живыми людьми поступать! Садисты – одним словом! Я в среду вечером планирую ехать… Ты как?
– Еду! – ответил я, хотя минуту назад никуда не собирался…
До Волгограда от нас путь не самый близкий, порядка тысячи километров, но и сам Город-герой не был конечной точкой нашего путешествия, после приобретения разрешений на охоту и путевок, нам предстояло добраться до границы с Калмыкией, где уже несколько дней находились Михаил со Славой и Василием. Именно их фотографии и видео с места событий разожгли во мне готовность так легко согласиться на предложение Алексея.
В дорогу мы отправились вечером среды, как и планировали. Первые пару сотен километров пролетели быстро и приятно за разговорами, шутками, обсуждением планов на будущее. Потом время начало тянуться всё медленнее и медленнее, пятая точка объявила протест долгому сидению на ней, ноги постоянно требовали размять их, короткие остановки приносили лишь временное облегчение. Как держится Леха, которому приходится еще и управлять автомобилем?
Примерно между часом и двумя ночи остановились на ночевку. Приезжать в нерабочее время в Волгоград в наши планы не входило. Я не знаю, как так получилось, но ни я, ни Алексей не додумались потратить десять минут и покопаться в рюкзаках, чтобы достать теплую одежду, каковой у нас с собой имелось в изобилии, одев которую, нам удалось бы отлично выспаться. Вместо этого, протопив салон, мы улеглись спать, в чем были одеты. Через час я проснулся, стуча зубами от холода, заворочался пытаясь согреться, что никак не получалось. Проснулся Алексей, запустил двигатель, пошел теплый воздух. Нагрев салон, заглушили двигатель. Через час ситуация повторилась. В итоге, поспать как следует не удалось. Потратив ценные три часа вместо нормального сна на прерываемые холодом короткие промежутки забытья, мы отправились дальше – забирать заказанные заранее разрешения на охоту в угодьях общего пользования, приобрести дополнительные – в частное хозяйство и в магазин за продуктами.
Только после обеда добрались до лагеря, спрятавшегося в низкорослом кустарнике, и представлявшего из себя два стоящих углом друг к другу авто с прицепами так, чтобы немного оградиться от ветра, безраздельно владевшего степью. Нас встречали Михаил и Слава, Василий уже уехал домой, мы с ним разъехались где-то на трассе, ночью.
Поступило сразу несколько предложений: первое – жарить шашлык, который Михаил прихватил с собой, второе – купить у местных чабанов барана и приготовить ребра на мангале, и третье – переместить лагерь, чтобы оказаться ближе к месту охоты. Барана общим решением отмели, несмотря на общее же желание поесть свежей баранинки прямиком с мангала. Лагерь переместили. Шашлык отпал как-то сам собой в процессе. Начал летать гусь и Миша со Славой отправились на разведку в степь, присматривать место для скрадков. Мы же с Алексеем, заварив себе по дошираку и накромсав колбасы для бутербродов, ждали их возвращения.
На намеченное место охоты отправились в темноте, после семи часов вечера, ямы под скрадки копать не стали, возможно, это было ошибкой, не берусь судить. Маскировались, заранее запасённой Михаилом и Славой, соломой и местной травой, собранной в мешки вокруг лагеря. Подготовку закончили к полуночи. Вернувшись в лагерь, вскипятили чайник, попили чайку, заправили термоса. Согласовали время подъёма и разбежались по машинам спать. Милый мой спальничек, как мне тебя не хватало в предыдущую ночь!
Будильник на телефоне пытался нас разбудить уже более восьми минут, это стало мне понятно, когда я наконец проснулся и взял его в руки. 4:38! Опаздываем! Растолкав Леху, я в спешном порядке бросился одеваться.
Выбравшись из машины и не увидев Мишу со Славой, которые, судя по времени, уже должны были недобро на меня смотреть из-за того, что мы опаздываем, сильно удивился.
– Ну, заспанцы! – решил я и уверенным шагом направился к Славиной машине, постучал в окошко.
– Уже пора? – заспанным голосом спросил Слава, опустив боковое стекло.
– Да! Без десяти пять! – заявил я. Слава посмотрел на часы…
– Жек, еще без десяти четыре, можно спать целых сорок минут… – ответил он и закрыл окно.
И тут до меня дошло – телефон автоматически перевелся на местное время, а договаривались мы на 4:30 по московскому…
– Ого, ещё целых полтора часа спать можно… – заключил Леха, слышавший мой разговор со Славой и бухнулся обратно спать.
Почему Алексей решил, что у него полтора часа в запасе – не знаю, наверное ещё не проснулся. Так бывает, когда тебя поднимут, а разбудить забудут… Раздеваться и лезть в спальник мне уже не хотелось, и я занялся чайником. Заварил кофе, сварганил бутерброд и, усевшись на складное кресло, уставился на звёзды.
Идти ночью по степи без фонаря оказалось весьма комфортно, луна давала достаточно света, а по звездам легко было определять направление движения. Я шёл немного позади парней, они же топали троицей в один ряд. Три богатыря выходят на защиту рубежей – подумалось мне. Слава, самый высокий, шёл по середине, широкоплечий Михаил справа, а Алексей даже именем походидил на Алешу Поповича…
Тепло одетым лежать в скраде очень комфортно, смотришь на звездное небо, а оно смотрит на тебя миллионами своих звезд. Постепенно начинаешь дремать… Подкрадывается рассвет и гасит звезды, над горизонтом зажигается утренняя заря.
– Справа, стая, маним! – Миша, как самый опытный из нас, выступал в роли смотрящего и командующего охотой… Мы дружно закурлыкали манками.
– Тихо! – Манки замолчали…
– Прошли мимо…
Несколько минут ожидания.
– Слева, маним! – Снова курлыкаем.
– Внимание! Стреляем!
Я сажусь в скрадке, слышу выстрелы справа от себя, стреляли Алексей или Слава. Вижу гусей, но на мой взгляд они уже далековато. Улетели.
Так продолжается минут тридцать – маним, но гуси на выстрел не подлетают. Очевидно, виноват заморозок, за ночь покрывший инеем чучела, сейчас они переливаются в лучах утреннего солнца алмазными искорками.
– Пара, справа! Маним!
– Внимание! Стреляем!
Сажусь в скрадке, слышу стерео-выстрел – Миша и Слава стреляли одновременно. Один из гусей падает вниз. Беру второго на прицел, теперь нужно сделать упреждение, Миша меня опередил, второй гусь так же оказался сбит.
Отохотившись на утренней заре, мы дружно приступили к разборке скрадков и сбору чучел. Завершив работу вернулись в лагерь, где я зажарил для всех яичницу с колбасой, пока парни занимались упаковкой вещей в машины.
Слава решил ехать домой, а мы с Алексеем собрались перебраться на север Волгорадской области, ближе к границе с Саратовской, охота там должна открыться завтра. Миша же для начала отправился навестить родителей в Волжский, после чего собирался присоединиться к нам, чтобы помочь разобраться на месте.
Отмахав четыреста с гаком километров, занялись поиском гуся. Крупную стаю заметили быстро, но поле, на которое она села, принадлежало охотхозяйству, разрешений на охоту в котором у нас не было. К тому же само поле уже было взято в плотное кольцо охотниками, прибывшими раньше нас…
Встретились с Михаилом, как нам удалось найти друг друга, учитывая, что наши с Алексеем телефоны оказались бесполезны в этой местности, – отдельная история, главное – мы нашлись. Исколесив окрестности, пришли к выводу, что охотится завтра утром нам не суждено. Решили ехать ближе к Волге, заодно немного проводить Михаила, путь которого теперь лежал в сторону Москвы.
На ночевку устроились в поле, вскипятили чайник, приготовили незамысловатый ужин. Как же вкусен доширак с тушенкой!
Проснулись до рассвета и налив по кружке чая из термоса, уставились в небо. Час наблюдений принес неутешительные новости: было замечено всего две небольших стаи, да и те летели высоко. Отправились дальше в сторону Саратовской области, осматривая поле за полем.
И вот оно случилось! Гусь в огромном количестве сидел на зеленях, чуть дальше ещё в большем числе гусь пасся на пашне! Мы нашли гуся!
Съездив за разрешениями на охоту в местные угодья, занялись выбором места для скрадков. На зеленях укрыться мы никак не могли, оставалась пашня или граница зеленей. В итоге приняли решение пробовать на пашне. Отыскав место, где в обилии имелся гусиный помет, выбрали для размещения скрадков пятно соломы, уже имевшееся на поле и не смущавшее гуся до того.
Эх! Зачем я сказал, что могу копать!?
Выкопали ямы под скрадки, засыпали их соломой и удалились, дабы не смущать гусей, которые вскоре могли прибыть на вечернюю кормежку. Укрывшись в лесополосе, занялись обедом, не забывая присматривать за небом.
С наступлением темноты продолжили подготовку, отнесли скрадки к ямам, предварительно замаскировав их соломой, и довели до ума укрытия на месте.
Теперь можно и поспать.
Утром бессовестный гусь весь ушел на зеленя, а над нами прошла только одна стая. Расстроенные мы принялись разбирать наше убежище. Ямы закопали, скрадки собрали. В это время гуси нагло паслись в пятистах метрах от нас на зеленях…
Наблюдая за стадом, мы заметили, что оно сместилось на край зеленей прямо на границу с соседней пашней. Вывод напрашивался сам собой – закапываться на пашне рядом с зеленями. В это время к нашей стоянке подъехала Нива, из которой вышел Сергей – охотник из Саратова. С ним мы познакомились вчера, он также наблюдал за гусями на зеленях. Побеседовав, решили объединиться и вместе закопаться на краю пашни…
Ну что, лопаты в руки! В этот раз выкопали сидячие скрадки. Расставили чучела.
Сидим в скрадках, и тут появился охотиснпектор. Приспичило же ему, самое время! Над лесополосой появилась первая стая, а этот нехороший человек документы проверять приехал. Вот как его называть после этого?
Инспектор уехал и первая стая ушла на другое поле. Ждем дальше. Налетела большая стая. Поманили. Гуси приземлились в ста метрах от нас, но зашли на посадку с другой стороны! Я замер в скрадке, боясь не то, что выглянуть, а даже пошевелиться. Появилась следующая стая и направилась к уже сидящим рядом с нами гусям, но для выстрела это очень далеко! Что делать?
Минуты ожидания казались часами. Но вот что-то заставило гусей подняться в воздух и полететь прямо на нас. Звук от такого числа крыльев я никогда не забуду… Ждать, ещё ждать, пора! Встаю в скрадке, целюсь, стреляю, падает гусь. Стреляют Алексей и Сергей. Ещё один идет вниз – подранок. Вылезаю из скрадка.
– Женя, беги за подранком! – кричит Лёха. Начинаю бежать, мне несётся вслед – Да, с ружьем беги!
Вернулся за ружьём, бегу в поле, Сергей направляет меня, указывая направление. Замечаю, что вдоль лесополосы бежит мужик, который с угла зеленей наблюдал за нами. Он-то куда? Вижу подранка, гусь бежит от меня по полю, быстрый, быстрее меня. Решаю обойти его и гнать на скрадки. Обегаю его полукругом и направляюсь к нему. Заметно, что он ослаб, уже не такой быстрый. Сократив дистанцию до 40-50 метров, вскидываю ружье, стреляю. Есть! Подранок добран, подбираю его и направляюсь к скрадкам. От лесополосы к нам идет мужик с гусем: «Ребят заберите! Ваш!» Ого! Оказывается троих взяли! Как раз каждому по гусю.
Вечером за ужином делились впечатлениями, травили байки…Утром весь гусь ушел на другие поля, обойдя наши скрадки стороной. Пока я щипал гусей, Алексей упаковал вещи в машину, осталось собрать чучела и закопать скрадки. Какая-то тысяча километров и мы будем дома!
К Москве подъехали ночью, шёл снег. Контраст потрясал, приехали из лета в зиму…Как можно тише прокрался в квартиру, разобрал вещи: что – в кладовку, что – стирать, что – в холодильник. Принял душ и пошёл в спальню.
– Как съездили? – сонно спросила жена.
– Хорошо! – ответил я.
– Замечательно, ложись спать – она получше завернулась в одеяло.
Я забрался в кровать, заснул моментально. Утром, занялся стиркой, после достал гуся из холодильника…
Пропищал сигнал на духовке, главное блюдо готово. Пора собирать семейство на обед.
Дети с удовольствием грызли жестковатое гусиное мясо в прикуску с гречневой кашей, я нацепил кусочек гуся на вилку и вспомнил – горьковатый полынный запах степи, просыпающейся после зимней спячки, звездное небо, смотревшее на меня, полыхающий рассвет, байки по вечерам, широченную Волгу, учащенный стук сердца, предвещающий выстрел…
Нет, не купить такого гуся ни на одном рынке…
Фото Евгения Бугрышева и Михаила Моисеева