О чем хрюкает кабан?

Иногда идешь по лесу и слышишь, как кто-то вскакивает и убегает, но за переплетением ветвей не видишь, кто именно.

Косули уходят легко и тихо, а если самец косули издает свой клич, похожий на хриплый собачий лай, то этим характерным звуком выдает себя. Если в нашем лесу слышен хруст и грохот, то это убегает лось или кабан. Лось вскакивает хоть и шумно, но молча. А кабан почти обязательно что-нибудь «скажет». Даже если он один.

Звук, произносимый побеспокоенным кабаном, похож на фырканье, уханье, шумный выдох. На английском языке его обозначают как «loudwoof», то есть, что-то вроде громкого «уф!». Именно этот звук люди чаще всего слышат при встрече с дикими кабанами – сигнал тревоги.

Самка-вожак подает сигнал «уф» своему стаду, и стадо бросается бежать. Одинокий секач, которого я застала врасплох, как кажется, подает сигнал тревоги самому себе. Если бы он был бобром, то звонко шлепнул бы хвостом по воде и нырнул. Даже угрюмый одиночка инстинктивно заботится о том, чтобы сообщить об опасности сородичам, которые могут оказаться рядом.

Кабаны и бобры животные социальные, а лоси – не очень. Кабаны и бобры постоянно разговаривают между собой, издавая множество разных звуков. А лоси молчуны, в повседневной жизни трудно услышать от них что-то кроме хруста ломаемых веток. Чаще всего лосей слышно во время гона, ранней осенью, когда они «стонут» и «трубят» на всю округу.

Наверное, среди парнокопытных Окского заповедника кабаны самые общительные.

Представьте – золотой вечер на исходе лета. Вы сидите на берегу реки, вокруг шелестит, шуршит дубрава, падают желуди. Потом шелест становится громче, слышатся уже отчетливые шаги у вас за спиной. Фырканье, чавканье и негромкое ритмичное похрюкивание.

О чем же хрюкает кабан? Ученых с семидесятых годов ХХ века интересует этот вопрос. Исследователи записывали звуки, издаваемые животными в разных ситуациях, анализировали сонограммы, классифицировали звуки и пытались выяснить их значение – расшифровать «язык кабанов». Такие исследования, конечно, проводили на прирученных кабанах, которые соглашались похрюкать в микрофон.

Скорее всего, те ритмичные звуки на берегу реки были так называемым «контактным хрюканьем». Так люди, собирающие ягоды в лесу, перекликаются, чтобы не потерять связь друг с другом. Вот и кабаны «аукаются», разбредаясь по лесу в поисках еды. Они роются, фыркают, чавкают, но не забывают хрюкать, чтобы поддерживать звуковой контакт со членами своей группы. Чтобы никто из стада не потерялся, чтобы не пробрался чужак.

Когда стадо кабанов находится в спокойном состоянии и ничем особо важным не занято – это очень громко и несколько страшновато, особенно если в темноте. Можно издалека услышать визг, рык, хрюканье. У чесальных деревьев тоже бывает довольно шумно, и если фотоловушка в режиме «видео» хорошо пишет звук, то можно сообразить, кто и зачем страшными голосами орет.

Все эти кабаньи вопли современные исследователи делят на несколько типов по структуре звука.

«Низкое хрюканье» кабан использует, когда другой подошел к нему слишком близко. Что-то вроде первого предупреждения: короткий хрюк со сварливой интонацией. Недопонимания случаются, например, когда сразу несколько молодых кабанов хотят воспользоваться чесалкой одновременно со взрослой кабанихой. За хрюком самки следует рык и рев, грубый окрик: мама повысила голос. В ответ – обиженный визг поставленного на место отпрыска или его ответный «низкий хрюк», если он не желает проявить послушание.

Есть что-то гротескное и карикатурное в общении внутри кабаньей семьи. Может быть, потому так кажется, что некоторые интонации уж слишком человеческие. Или это у нас бывают интонации кабаньи? Наслушавшись кабанов, стараюсь останавливать себя на стадии «низкого хрюка».

За ревом может последовать драка, символическая или настоящая. Непокорный может в воспитательных целях быть отброшен от чесалки рылом и, тем самым, окончательно побежден и пристыжен. Жизнь кабанов – постоянная борьба за дисциплину и иерархическая возня.

Рык, трубный рев – этого ждешь не от кабана, а скорее от тигра. Ревут и самки хриплым басом, но у секачей во время гона это получается страшнее.

Перед битвой они орут друг другу в уши, пока у одного из самцов не сдадут нервы. Устрашающее вокальное соревнование может быть и вместо битвы.

Честно говоря, мне эти звуки кажутся куда более жуткими, чем волчий вой. В них вся агрессия, вся накопленная годами секачья сила и воля к власти. Вепрь, дикими воплями прогнавший конкурента, получает право подступиться к самкам. Самки, очарованные самым брутальным вокалом, согласны на все.

Здесь же, на поле боя, можно услышать особенно зловещий звук – клацанье клыками. Если человек нарвется на раздраженного секача, то тоже может услышать, как этот мохнорылый воин «точит» свои ножи-клыки, запугивая врага.

Хайнц Майнхардт – первый исследователь, всерьез обративший внимание на «язык кабанов», выделил 10 основных сигналов: узнавания, голода, боли, борьбы, поиска, страха, предостережения, тревоги, защиты и ухаживания. Вместе со специалистами по акустическому анализу из университета имени Фридриха Шиллера в Вене он записывал на пленку звуковые сигналы кабанов и проверял поведенческие реакции разных особей на проигрываемые им звуки (так называемые плейбек-экперименты). Как выяснилось, у кабанов есть сигналы индивидуальные и общие.

Каждый кабан имеет не только свой особый запах, но и свой личный неповторимый хрюк, по которому его узнают сородичи. «Контактный сигнал», о котором уже шла речь. Индивидуальный, как имя. Кабаниха-мать узнает писк своих поросят, поросята – безошибочно узнают контактное хрюканье матери в многоголосом хоре.

Контактные сигналы понятны и интересны только членам одного стада, для незнакомых же кабанов они – пустой звук.

Но есть сигналы понятные всем кабанам без исключения. Например, уже упоминаемый сигнал тревоги «уф!». Кто бы ни произнес этот особый звук, к нему кабаны всегда прислушаются.

Знание человеком такого сигнала открыло простор для манипуляций. В своей книге «Моя жизнь среди кабанов» Хайнц Майнхардт описал, как ему удалось удивить своих коллег-охотников, скептически относившихся к исследованиям кабаньего хрюканья. Ему удалось предотвратить потраву кукурузного поля без единого выстрела. Только кабаны вышли на поле, чтобы вкусить спелой немецкой кукурузы, как услышали предостерегающий голос «неведомого доброжелателя». Тревожное «уф!» грянуло из магнитофона, который принес Майнхардт. Вепри задрали хвосты и бросились в лес.

Кто подал сигнал? Не важно. Сказано бежать – бежим.

Панкова Надежда Леонидовна, старший научный сотрудник