Новые детали убийства краснокнижного тигра Павлика
В Приамурье следователи нашли новые улики в уголовном деле по факту убийства краснокнижного тигра Павла. GPS-сигнал с его ошейника пропал еще в начале сентября. Позже останки тигра были обнаружены возле села Новостепановка. Уже точно известно, что хищник погиб от рук браконьеров.
Один из последних кадров, на которых тигр Павлик еще жив: фотоловушка, установленная в лесу, фиксирует, что хищник недавно закончил охоту и теперь его трапеза в самом разгаре. На звере виден GPS-ошейник. С его помощью сотрудники Центра “Амурский тигр” ежедневно контролировали местоположение тигра, которого выпустили в дикую природу год назад.
В конце сентября 2020 года по показаниям прибора стало понятно: Павлик по лесу больше не ходит. В Центре “Амурский тигр”, который следил за хищником, забили тревогу. Оперативники быстро прочесали зону и нашли останки животного. “Вот здесь визуально видно, что это кости и запястья. Вот сама фаланга и коготь, – рассказывает эксперт. – То есть здесь предположительно находилась лапа”.
Полиция нагрянула в ближайшее село Новостепановку. Почти сразу было найдено оружие, из которого застрелили тигра. Браконьеры использовали оптический прицел. По животному ударили светом прожектора, а затем открыли огонь. Так браконьеры обычно охотятся на травоядных, которые замирают в луче фонаря и становятся идеальной мишенью. В этот раз в прицеле оказался хищник, занесенный в Красную книгу. Один из охотников нажал на спусковой крючок.
“Это варварский метод, – пояснил Сергей Арамилев, генеральный директор Центра “Амурский тигр”. – Еще со времен Советского Союза данная охота признавалась незаконной и была внесена в уголовный кодекс Российской федерации по статье 258. Тигр не стоит, как парнокопытное, под светом фары. Он старается уходить, и та версия, что “мы стреляли по глазам, думали, что это парнокопытное животное”, в принципе не состоятельна, потому что с тигром такого не может быть”.
Сейчас оба подозреваемых арестованы. В своих показаниях они сетуют, что ночью в лесу якобы охотились на косулю и не поняли, что стреляли в редкого зверя. Получается, что утром, добивая раненого хищника, они тоже не распознали тигра. Столь странная версия задержанных объясняется тем, что за убийство Павлика им грозит серьезный срок, и охотники пытаются списать все на менее тяжкое преступление: обычное браконьерство, привычное для данных мест.
“В настоящий момент указанные уголовные дела объединены в одно производство, – рассказывает Инна Карташова, начальник ОИиОС УМВД России по Амурской области. – Фигурантам предъявлено обвинение в незаконной охоте. Одному из них – в незаконной добыче ценного дикого животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации”.
Инспекторы Охотнадзора обратили внимание на одну странную деталь. Прожекторы в лесу обычно используют трое браконьеров: один ведет машину, второй светит, третий стреляет. Эксперты не исключают, что запрещенная охота велась по заказу одного из местных бизнесменов или чиновников, которые регулярно участвуют в подобных сафари.
А ведь убийство Павлика – далеко не единственный случай за последнее время. На днях приморские пограничники задержали мужчину, который хранил у себя в холодильнике тушу еще одного застреленного амурского тигра. Его лапы были отрублены и подготовлены для продажи. В азиатских странах сейчас повышенный спрос на такой товар. Части животных становятся ингредиентами в традиционных национальных лекарствах для укрепления иммунитета.
В распоряжении программы “Вести. Дежурная часть” оказалась записка. В ней один из жителей Ностепановки сообщает, кому браконьеры передали голову тигра для продажи. Сейчас амурских тигров в дикой природе всего около шести сотен. Они очень серьезно охраняются государством. Кому-то может показаться, что, охотясь на этих хищников, можно сорвать хороший куш. На самом деле это неблагодарное дело. Браконьерам, застрелившим Павлика, придется заплатить почти 5 миллионов рублей – такова сумма штрафа и гражданского иска. А ведь охотникам грозит еще и серьезный тюремный срок.
Павлик в своем регионе был тигром легендарным. В центре реабилитации он находился со своей сестрой по кличке Елена. Тигры попали сюда из дикой природы. Их мать получила травму и больше не могла охотится на диких животных. Чтобы спасти тигриное семейство, зоологам пришлось провести целую спецоперацию: ввести тигрице снотворное, а затем поймать ее детенышей, которые сбежали и попытались укрыться в лесу.
“Отловили тигрицу, отловили тигрят, тем самым их спасли от голодной смерти, – вспоминает Сергей Арамилев, генеральный директор Центра “Амурский тигр”. – К сожалению, тигрицу нельзя было вернуть в условия дикой природы. Она сейчас находится в зоопарке. Тигрята оказались здоровыми, прошли все необходимые тесты”.
Россия – единственная страна в мире, которой удалось не только сохранить этих тигров, но и подготовить их к жизни в дикой природе. С помощью специальных программ специалисты учат хищников охотиться в дикой природе, а также избегать любых контактов с людьми. Павел стал первым тигром-самцом, который прижился в Амурской области, и эксперты считали это огромным успехом. Радоваться этому пришлось недолго.