Кречетов готовят к высокому полету

Выведением краснокнижных птиц для ловчей охоты заинтересовались в администрации президента

В Крыму, Калмыкии и Астраханской области могут появиться центры для разведения краснокнижных птиц. Такой проект обсуждается в администрации президента РФ. Как выяснил “Ъ”, редких птиц в этих центрах будут выводить не только для восстановления популяции, но и для охоты на них с помощью других краснокнижных птиц — крупных соколов. Собеседники “Ъ” говорят, что охота с ловчими птицами пользуется особой популярностью у представителей элит арабских стран. Речь идет о возможном внесении поправок в законодательство, которые позволят легализовать «деятельность, ведущую к сокращению численности краснокнижных животных».

Вопрос о создании в России центров репродукции и сохранения редких видов птиц поднимался на совещании в администрации президента (АП) 8 декабря под председательством советника президента Антона Кобякова. Из материалов к совещанию (есть у “Ъ”) следует, что поручение по созданию таких центров давал президент РФ Владимир Путин. Один из них, стоимостью около 6,2 млрд руб., уже начали строить на Камчатке. Там будут заниматься выведением популяции краснокнижных кречетов, которая пострадала из-за браконьеров.

Как стало известно “Ъ”, на совещании шла речь о планах по созданию подобных структур в Крыму, Калмыкии и Астраханской области, но уже для другого вида, занесенного в Красную книгу,— дрофы-красотки (также называют джек).

Впрочем, в этих центрах планируют не только разводить и восстанавливать популяцию редкого вида, но и охотиться на выведенных в неволе птиц. Об этом “Ъ” рассказали три собеседника, присутствовавшие на упомянутом совещании. Один из них говорит, что АП «двигает это как политическую историю», но в ней есть и финансовые интересы. «Дрофа-красотка — это самый главный вид для соколиной охоты для представителей арабских стран,— объяснил “Ъ” другой собеседник.— Это больше решение, чтобы решать какие-то нефтяные вопросы со странами Персидского залива».

На дрофу-красотку охотятся с помощью крупных видов соколов — кречета, балобана и их гибридов, говорит старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН, вице-президент Русского общества сохранения и изучения птиц Александр Мищенко: «У богатых шейхов в Арабских Эмиратах хобби содержать крупные виды соколов. Бывают и частные питомники, в которых приобретают этих птиц, но, к сожалению, у браконьеров также часто покупают». Он обращает внимание на ограниченный ареал обитания птицы в России: «Гнездовые очаги были в прикаспийских пустынях — Астраханская область, самый юг Дагестана, Калмыкия. Но уже последние лет 30 только залеты бывают, птица не гнездится. У нее основной очаг, если брать СНГ, это Туркменистан, Узбекистан, юг Казахстана. Но и там она очень редкая, везде занесена в Красную книгу». Впрочем, по словам эксперта, этот вид трудно развести в неволе из-за поведенческих особенностей.

В упомянутом соколином центре на Камчатке помимо восстановления популяции планируется выращивать кречетов на продажу.

В презентации центра, подготовленной фондом «РК-инвестиции» (структура фонда «Росконгресс»), говорится о цели по воспроизводству до 1 тыс. птиц в год и не исключается продажа особей представителям элит арабских стран. Схожие соколиные питомники планируется открыть в Республике Алтай, в ЯНАО, на Чукотке, а также в Магаданской и Сахалинской областях.

Сейчас охота на виды, занесенные в федеральную и региональные Красные книги, запрещена. В материалах, которые раздавались участникам совещания в АП, говорится, что для «реализации проекта по разведению дроф-красоток в полувольных условиях с последующим выпуском (…) и возможностью охоты на них с помощью ловчих птиц в рамках определенной квоты» необходимо внести поправки в федеральные законы «О животном мире» и «Об охране окружающей среды». Так, предлагается разрешить «деятельность, ведущую к сокращению численности животных, занесенных в Красную книгу РФ».

То есть одна краснокнижная птица будет бить другую краснокнижную,— возмущается другой собеседник “Ъ”, знакомый с ходом совещания.— В АП знают, что зеленые возбудятся, поэтому сделают акцент на возрождение культурных традиций».

Обсуждается и возможность проведения международных состязаний. «В ОАЭ ежегодно проводятся соревнования на самого быстрого сокола,— говорит источник.— Там большой призовой фонд. Почему бы не устраивать такие соревнования, например, в Калмыкии».

«Это преступное предложение,— высказал свое отношение к проекту Александр Мищенко.— Шейхи платят деньги, с них хотят взять побольше». Собеседник “Ъ”, учувствовавший в совещании, говорит о возможности создания дополнительных рабочих мест: «Я не вижу ничего предосудительного, чтобы люди, которые проживают в полупустынной местности, могли на этом заработать — других видов заработка в пустыне нет».

Экологи и ученые опасаются, что внесение поправок в законодательство может обернуться легализацией охоты на все виды, занесенные в Красные книги. «Охотничье лобби начнет создавать подобного рода центры в других субъектах, например, в Приморском крае и в Хабаровске для разведения тигра,— предполагает старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды Владимир Морозов.— Но под видом разведения их просто будут приезжать стрелять VIP-охотники». Эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин разделяет опасения:

Есть риск, что для этих центров будут ловить диких птиц и продавать под видом разведенных в питомнике. Питомники строятся там, где обитают краснокнижные виды соколов — это вызывает подозрение».

В Минприроды отказались комментировать закрытое совещание в АП. В администрации Астраханской области не ответили на запрос “Ъ”, в природоохранном ведомстве Калмыкии заявили, что подобные инициативы находятся в ведении Минприроды РФ. Собеседник “Ъ” в правительстве Калмыкии заявил, что «пока никаких протоколов на эту тему в регион не направляли».

Анна Васильева, Павел Степанов; Сергей Петунин

https://www.kommersant.ru