Охотовед Ирина Чистякова рассказала о своей профессии

В Новгородской области определят точную численность лосей, кабанов, волков и прочих диких животных. Всего 17 видов.
Завершился зимний маршрутный учет охотничьих ресурсов. Специалисты нашагали почти 10 тысяч километров, фиксируя следы животных. Теперь данные обработают. Среди тех, кто занимается учетом зверей, и героиня нашего следующего сюжета.

Охотовед – профессия сложная. Они ведут контроль добычи зверей, ловят браконьеров, следят за популяциями опасных хищников, в общем, по-настоящему живут в лесу. Поэтому многие не встречались хотя бы с одним представителем этой профессии, а уж с женщиной-охотоведом – тем более.
Ирина Чистякова на этом посту работает уже 10 лет, и если сейчас подвергнуть сомнению ее профессионализм вряд ли кто-то решится, то поначалу пришлось преодолевать некоторые трудности. «Сначала как-то относились как женщине. Ну так… А потом, я фору дам еще и многим мужчинам в работе по лесу. Делом доказала, что не просто так женщина пришла тут погулять, а работу провожу действительно не маленькую», – рассказывает охотовед Ирина Чистякова.
Главная сложность – преодоление больших расстояний по лесу. Неважно, охота это или учет – физическая нагрузка очень большая. Сегодня задача Ирины – сократить разрастающуюся популяцию волков. Сначала нужно определить местоположение стаи, сделать это можно, понятное дело, по следам, а когда они найдены, начинается второй этап. – Вот мы подобрались к моменту, когда нам нужно начать устанавливать оклад. Расскажите, с чего мы начинаем? – Берем катушку с флагами. Вот этих флажков волки очень боятся. И пойдем по всему периметру. Флаги устанавливаются на уровне колена, примерно, чтобы волк видел. И идем. Идем далеко, оклады могут превышать десятки квадратных километров. А работать нужно быстро, чтобы зверь не убежал в противоположную сторону. А там, где нить с флажками уже натянута, животные проходить не рискнут. – Запах и шевеление. Это его пугает. – А чем-то дополнительно обрабатывается для запаха? – Обрабатывают одеколоном можно, настоем табака делают. Волки запах этот боятся. Когда оклад установлен, остается только позвать охотников, которые, впрочем, не заставят себя ждать. Иногда на волка собирается больше пятидесяти человек, устраивая из охоты целое приключение.
Но даже и без таких масштабных действий интересные случаи происходят постоянно. Ирина Чистякова: «Например, шла, и вдруг на расстоянии вытянутой руки лось ломанулся, и я в другую сторону побежала». После таких встреч всегда есть, что рассказать детям, кстати, у Ирины их трое. И все они гордятся, что у них есть такая мама.

Артем Забралин

https://novgorod-tv.ru