Охотничье лобби?

С 1 августа вступили в силу поправки в федеральные законы «Об охоте» и «О животном мире». Главная цель их принятия – устранение противоречия в практике применения этих нормативно-правовых актов. В частности, прописан порядок установления ограничений по охоте. При этом главы регионов после согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ будут определять виды разрешенной охоты, ее сроки, допустимые орудия и иные ограничения. Так, запрет на охоту будет установлен, если имеется фактическое непрерывное снижение численности вида в течение не менее трех лет, приведшее к общему сокращению более чем 50%. Кроме того, вводится положение о государственном кадастре животного мира. При этом, как пояснили в министерстве, «данным документом исключается положение, запрещающее осуществление любых видов охоты в отношении млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу. Указанными правилами добывание объектов животного мира, принадлежащих к редким видам, допускается только в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира».

Именно последнее разъяснение вызвало озабоченность у экологов. В Гринписе сочли это как разрешение на добычу редких видов животных, легализацию трофейной охоты.

– Мы считаем, что охотничье лобби в Государственной Думе попросило эти поправки для того, чтобы иметь возможность периодически, например, под видом охоты в научных целях, добывать краснокнижных животных. В первую очередь это трофейная охота, что может иметь весьма негативные последствия,

– заявил руководитель программы Гринписа по особо охраняемым природным территориям в России Михаил Крейндлин.

Охота на редких животных запрещена

В связи с этим Минприроды выпустило разъяснения вступивших в силу поправок. Прежде всего в ведомстве подчеркнули, что охота на краснокнижных животных в России запрещена. Поправки в федеральные законы ни в коей мере не меняют ситуацию с редкими и исчезающими видами животных: охотиться на них по-прежнему запрещено. После вступления в силу поправок все нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с добычей млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу России и Красные книги субъектов, внесено исключительно в Федеральный закон «О животном мире». Он является базовым и более общим законодательным актом по сравнению со специальными законами, регулирующими охоту и рыболовство. Соответственно, для унификации законодательства из других законов, в частности, закона «Об охоте», была убрана дублирующая норма.

«Существует только пять исключительных случаев, при которых допускается добыча. Перечень не менялся с 1997 года, то есть он действует уже 24 года. Это устранение угрозы человеку, охрана здоровья населения, защита от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, мониторинг и регулирование численности, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Охота в перечень исключительных случаев не входит», – написано на сайте министерства.

В разъяснении подчеркивается, что разрешение на добычу в перечисленных случаях выдается только Росприроднадзором в установленном порядке. Разрешение единоразовое и привязано к конкретному случаю. По факту каждого добывания (например, медведя-людоеда) на месте составляется акт с указанием времени, места, орудий добывания и фамилий ответственных лиц. Отчет подается в Росприроднадзор в 2-месячный срок после окончания срока действия разрешения. По данным Росприроднадзора, с начала года выдано 129 разрешений (2020г. – 125, 2019г. – 180, 2018г. – 142, 2017г. – 225), в это число входит и добыча китов коренными малочисленными народами, и установка меток для мониторинга, например, на белых медведей.

В ведомстве подчеркнули, что сохранение краснокнижных животных – задача как государства, так и всех жителей страны. Убийство представителя редкого вида уголовно наказуемо и может караться лишением свободы до 9 лет (статья 258.1. УК РФ). Напоследок в ведомстве призвали не вводить в заблуждение жителей и не распространять непроверенную информацию.

Пока нововведения только положительные

Руководитель Программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер подтвердил, что охота на краснокнижных животных регулируется законодательством, в котором прописывается каждый случай разрешенного уничтожения таких животных. Кревер предположил, что путаница, возможно, возникла в связи с тем, что краснокнижные виды попадают под определение «охотничьих» животных. Однако, по его словам, из этого не следует, что на них устанавливается тот же порядок добывания, что и на другие виды.

Комментарий

Николай Ескин, заместитель директора по научной работе Кавказского биосферного заповедника:

– Полагаю, что внесенные в закон изменения не принесут ущерба или дополнительных угроз для краснокнижных животных. Поправки устранили дублирование норм в законах «Об охоте» и «О животном мире». Они исключают двусмысленность и различные толкования в требовании законодательств. Я не нахожу, что поправки каким бы то ни было образом ухудшают правовую защиту редких животных. Конечно, многое зависит от правоохранительной практики. Не исключено, что в ходе применения измененного законодательства выяснятся какие-то недостатки, и тогда они будут устранены. Пока же нововведения рассматриваются только как положительные.