Медведя начали считать всерьез

 Информационный повод – чрезвычайное происшествие, случившееся во время загонной охоты в угодьях Витебской РОС РГОО «БООР». Случай можно было бы назвать банальным – на стрелковую линию выбежал медведь. Однако легким испугом на этот раз не обошлось.

Наш разговор с Александром Козорезом, начальником отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, завершает нашу серию «медвежьих» интервью.

Козорез_887.jpg

– Все специалисты, с которыми мы говорили об участившихся проблемах с медведем в нашей стране, в один голос говорят, что прежде чем предпринимать какие-то меры по управлению популяцией, необходимо знать численность этой популяции.

– Сейчас как раз идет большая работа по учету численности медведя совместно с НАН Беларуси…

– В таком случае, вынуждены начать наш разговор с претензии. Охотпользователи повсеместно жалуются, что подсчет численности зверя несет скорее бюрократический характер, а не отображает реальную картину дня. Эти подсчеты основываются на каких-то старых схемах, старых методах, и именно поэтому официальные подсчеты таких результатов буквально на порядок отличаются от тех чисел, что выдают на местах. Почему складывается столь странная ситуация?

– Не буду спорить. Более того, скажу, что официальная оценка популяции, которой мы пользовались до недавних пор, говорит нам об учтенных 42 медведях.

– Это по Витебской области?

– Да нет, речь шла вообще о белорусской популяции медведя. То есть по всей стране.

– Ну ничего себе…

– И тут соглашусь. Это совершенно не коррелирует с тем, что мы имеем на самом деле, и ситуацию нужно исправлять. Чем мы сейчас и занимаемся. Но поймите: то, что мы сейчас делаем, это первый шаг. Никто медведя у нас до сих пор, по большому счету, не считал и никто не знает, как это делается.

Все просто видят, что медведя становится много, он часто попадает на глаза, стал наносить кое-где ощутимый ущерб. Первый шаг для того, чтобы наладить систему учета и мониторинга, – медведя надо считать. Считать, а потом анализировать, смотреть, какие методики работают вернее, исправлять ошибки.

– Какие методики для учета численности медведя стали применять сейчас?

– Сегодня проводится анкетный учет. То есть по результатам анкетирования охотпользователей и работников лесохозяйственных учреждений. Также мы активно пользуемся соцсетями, в одном из мессенджеров создана группа «Медведь в Беларуси», куда мы просим скидывать всю информацию об этом звере. На основании всей стекающейся информации представители НАН ведут карту-схему, где отмечают все точки наблюдения медведя в дикой природе. Потом для подтверждения полученной информации ученые осуществляют полевые выезды. Чаще проверяются «экстремальные» заявления, скажем, о засилье косолапых в каком-то районе, о массовых случаях медвежьего «мародерства» и тому подобных.

2006-05-09_6407_1330.jpgНа сегодняшний день схема учета именно такая. Возможно, и в ней хватает недостатков, но это много лучше, чем было до этого. Существующая схема показала, что только по Витебской области мы имеем около 460 особей бурого медведя.

То есть, по экстренной оценке, около 550–600 особей медведя по стране будет. Но, повторюсь, это неточная оценка, это только моя прикидка.

– Хочу задать вопрос о защите людей при встречах с медведем. Зверь наглеет, а уничтожение или даже причинение вреда краснокнижному животному чревато очень большими проблемами.

– У нас существует отдельное постановление Совмина, которое регулирует действия при появлении агрессивных диких животных у населенных пунктов. И оно уже работает. В Борисовском районе Минской области один медведь был отстрелян, и сделали это, руководствуясь упомянутым постановлением.

– Расскажите подробнее об этом случае.

– Дело было в сентябре этого года. Медведь повадился хулиганить по окраинам деревень в Борисовском районе. Было принято решение обездвижить его и перевести куда-нибудь в другое место, где он не сможет никому мешать. Однако во время этой операции все пошло не так, как планировалось, медведь проявил агрессию и был застрелен.

Тот самый медведь.jpg

Но я продолжу о способах защиты. Также у нас есть вполне действующий Закон об оружии и Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты. В них вполне внятно прописаны случаи, когда человек может применить оружие для собственной защиты и защиты окружающих при нападении дикого животного.

2006-05-09_6801_887.jpg

Однако в наших правилах никак не расписана процедура применения оружия против агрессивных животных на охоте. Ну, скажем, тот же случай в Витебском районе. Отсутствие пошаговой процедуры действий после такого ЧП – это наше упущение, и мы в ближайшее время обязательно будем работать в этом направлении. Если такое ЧП произошло, то есть все шансы, что оно может повториться, поэтому процедуру действий необходимо расписать.

– Каковы ваши прогнозы на рост популяции медведя в стране?

– Прогнозы простые: количество медведей в Беларуси будет расти, потому что для роста популяции нет никаких сдерживающих факторов. Скорее, наоборот – копытных много, сельхозугодия засеяны, кормовая база идеальная, природных врагов у зверя нет. Поэтому нам придется как-то сосуществовать рядом. Для того чтобы это проходило с наименьшими потерями, мы и работаем.

Беседовал Леонид Михельсон

https://wildlife.by