Пилой по консерватизму: о новом в стрелковом деле
Если быть объективным, то за последние сто лет в охотничьем деле мало что изменилось. Практически все рекомендации, после вытеснения из ружейного оборота витых стволов из дамаска и, соответственно, дымного пороха, мало чем отличались с довоенного времени и до наших дней. Да и сам принцип стрельбы влет, основные его положения оставались бы неизменными, если не развитие стрелково-охотничьего спорта, стендовой стрельбы. Хотя и среди любителей стрельбы по тарелочкам дело шло со скрипом.
Начну издалека.
Правильно подогнанная ложа или подобранное ружье — залог успешной стрельбы на охоте и на стендовых площадках.
При вскидке, прикладывании ружья затыльник должен быть расположен достаточно высоко в плечевой впадине.
Боковой отвод, высота гребня и вертикальный погиб должны обеспечивать такую постановку головы, чтобы взгляд через прицельную планку был как можно прямее, а не исподлобья.
Прицельная планка практически закрыта, мушка находится посередине планки. Голова не завалена в сторону ложи.
Одним словом, «стволы стреляют, а ложе попадает». Добавим, правильно выбранное/подогнанное ложе.
ДЮСШ по стендовой стрельбе в прежние времена были относительно многочисленны, но слабо оснащенные в материальном плане, но самое главное занятия, патроны и ружья, предоставлялись бесплатно.
Естественно, ни о какой индивидуальной подгонке ложи для начинающих спортсменов, да и порой для стрелков, стреляющих около норматива мастера спорта, разговор не шел, за одним ружьем закреплялось несколько будущих чемпионов.
Как позитив, а часто в этом был негатив, «дерево» ружья в определенной мере «ставило» технику стрельбы молодого спортсмена-охотника, формируя навыки вскидки, постановки в плечо, хвата, положение корпуса и т.д., заставляя стрелка приспосабливаться к размерам ложи.
В целом инструкторско-тренерский состав в прежние годы, да и сегодня, ставит технику стрелкам, в основном отталкиваясь от собственных взглядов и навыков в этом виде стрельбы. Порой вызывает улыбку, когда смотришь на учеников наставника, пусть в прошлом достаточно успешного спортсмена, практически «клонов» своего учителя.
Толчком к переосмысливанию прежних взглядов на оружие для стрельбы влет, его технических характеристик, размеров, а главное, основных приемов стрельбы, послужили изменения правил в стендовой стрельбе, появление новых дисциплин и упражнений, ограничения в навеске дробового снаряда спортивного патрона и новых комплектующих охотничьего.
Итак, что нового в стрелковом деле для гладкоствольного ружья пришло в последние годы?
Если говорить о двустволках, то основное отличие современных вертикалок — низкая колодка (глубоко посаженный блок стволов), перенос (изменение) запирающего механизма и отказ от подствольных крюков.
Что особой новостью не является, появившись в первой трети прошлого века (без уточнений) на бокфлинте «Bossa» из разряда Best Gun — лучшее оружие, лишь относительно недавно перекочевало на рядовые ружья.
Длина стволов заметно выросла не только на спортивных ружьях (во всех дисциплинах), но и охотничьи двустволки и полуавтоматы предлагаются с длиной ствольной трубки 810 мм, 760 у многих стрелков уже не в почете. Все, что меньше 720 мм, уже ставят на узкоспециализированные изделия, для стрельбы накоротке (к упражнению скит/круг не относящихся).
Новые тенденции в размерах ложи, это не только техническая характеристика ружья, а определенная тенденция в изменении манеры стрельбы, продвинутая техника обработки быстрых целей, дающая хорошие результаты, как на стендовых площадках, так и на охоте.
Относительно недавно упомянув в охотничьих СМИ о размерах ложи: «Длина ложи от переднего спуска до середины затыльника не должна превышать расстояния от внутренней стороны локтя до ладони у основания указательного пальца. Высота гребня зависит от полноты лица и конституции скул». Подвергся строгой обструкции со стороны ряда старых охотников, прочитавших данный материал.
Также не нашел много единомышленников в разговоре о питче, его влиянии на точность стрельбы.
Оппоненты, как правило, ссылались на многочисленные рекомендации, что, изменив угол среза затыльника (питч), можно добиться необходимой точности боя своего ружья.
При этом указывали на картинки, с различно скошенными торцами приклада, которые, наверное, порядка 100 лет «путешествуют» из одного охотничьего издания в другое.
Питч — угол среза затыльника, традиционно обозначаемый в сантиметрах с добавлением: вниз — вверх — ноль. В данном случае величина достаточно условная, зависящая от длины стволов, но удобная в понимании, в отличие от точной, указанной в градусах и минутах.
Питч — расстояние от конца стволов (мушки) до перпендикуляра к плоскости затыльника, проведенного через казенную часть ружья.
Кстати, то, что мною говорится в последующих строках о питче, в целом не противоречит сказанному в своей книге об оружии признанным гуру в этом деле С. Бутурлиным, следует только вчитываться повнимательнее.
Влияние его на бой ружья практически равно нулю. Точность боя уже первоначально заложена в стволе (схождении стволов для двустволок), прицельной планке и положению мушки, если она имеет «постамент». Все остальное следует рассматривать уже в системе «стрелок — ружье». А если быть точным — «неумелый стрелок».
Когда ружье управляет стрелком. |
Обратите внимание, как стреляют мастера. После выстрела ружье (концы стволов) практически остаются на месте. Конечно, здесь определенный навык (на уровне рефлекса), умении корпусом гасить отдачу, суммированный с правильной стойкой, вкладкой и положением затыльника в плече желательно всей плоскостью.
У «неумелого стрелка», если пятка затыльника «висит», не касаясь плотно плеча, естественно, ружье подпрыгнет вверх, и дробь, не говоря уже о пуле, ляжет выше, чем заложено в техническом исполнении оружия, а если еще и заряд тяжелый, то и предположить, где окажется дробь от точки прицеливания, будет сложно.
И питч здесь особенно ни при чем, хотя порой именно неправильный (не подходящий под особенности физических данных охотника-стрелка, в редких случаях условий охоты) срез торца приклада будет причиной излишней вертикальной составляющей отдачи. Но, чтобы заставить ружью низить, изменив питч, надо что-то в законах механики менять.
Одним словом, основное назначение питча, наиболее комфортное восприятие цели при полном прилегании затыльника к плечу стрелка, учитывая его физические особенности, техническую оснащенность и манеру исполнения выстрела.
Рассуждения о ружейной ложе
Начну с высказывания заслуженного тренера СССР К.Е. Рачинского: «Безусловно, найти свое ружье — большая удача. Дать здесь однозначный совет затруднительно. Вопрос очень деликатный. Дело не только в геометрических параметрах оружия, его массе и пр. Ружье должно «слушаться» стрелка.
Понять, что это такое, могут только те стрелки, у которых уже выработались определенные мышечные ощущения. Если ружье ощущается как тяжелый предмет, который нужно при поводке «двигать», нечего тратить силы и средства на его освоение».
В полной мере все сказанное можно отнести к выбору и подгонки ложи. Следует не только изучить технические характеристики ружья, но и приобрести достаточный уровень стрелкового мастерства, чтобы правильно оценивать, хотя бы на полупрофессиональном уровне, достоинства и недостатки оружия. И помнить, что название фирмы-производителя или реклама изготовителя «попадучего» приклада далеко не панацея от промахов.
Нельзя оставить в стороне, помимо индивидуальных физических особенностей стрелка, его манеру стрельбы, предрасположенность к интуитивным действиям, эмоциональное восприятие оружия.
Если учитывать такие параметры ружья, как устойчивость после выстрела, отсутствие крутящего момента по вертикали и горизонтали, то следует минимизировать боковой отвод, вертикальный погиб, что в большинстве случаев делает ложу крайне неудобной. Здесь помогает очень высокая прицельная планка, что в спортивном варианте приемлемо, но для охоты и в плане эстетики под большим вопросом.
Вот что интересно, чем короче приклад, тем величина всех отводов и погибов в абсолютных единицах измерения уменьшается. Возможно, этим можно объяснить спортивную «моду» на укороченную ложу.