Рикошетом по нецелевым
Ситуация с голодом на нашей планете за последний век изменилась: продуктов питания производится много. Достигли этого благодаря современной агрокультуре, основанной на сортах (биология, генетика и селекция), технике (производительность) и химии. При этом биологию заплевывают: ах, страшное ГМО! Технике радуются. Химию не видят.
Фото: pixabay
Процесс химических обработок полей направлен на уничтожение сорняков, управление развитием растений, сокращение численности животных, признаваемых нежелательными производителями, чуждыми биологии.
Однако сочетание химии с техникой оказывается взрывоопасным.
Аграрии рапортуют: в степных районах увеличились площади масличных культур, хотя общая пахотная площадь стабильна.
Следовательно, изменился состав культур: масличные (и зерновые) заменили многолетние кормовые культуры и пастбища, т.е. поля, в которые не вносят химические препараты. Площадь полей, в которые их добавляют, возросла, увеличилось их общее количество.
Изменение структуры посевов и зон распашки приводит к тому, что в водоемах возрастает загрязнение этими продуктами.
Массовый контроль не проводится, поэтому мы не знаем, что вокруг нас, что мы едим и пьем, чем дышим. Человек оказывается абсолютно не защищенным от влияния агрохимии. Тем более не защищены животные.
СОРВАТЬ ФИГОВЫЙ ЛИСТОК
Особое место среди средств защиты растений занимают родентициды — препараты для уничтожения грызунов.
Все остальные считаются нецелевыми видами, в их число входят млекопитающие, птицы, рептилии и амфибии, рыбы и, конечно, человек.
Приманки для уничтожения кабанов — парафиновые экструдированные восковые блоки, содержащие 0,005% варфарина. |
Существуют две формы воздействия родентицидов: прямое отравление и передача по пищевым цепям. Прямое отравление запланировано для грызунов, но обработки нередко проводят с грубыми нарушениями регламента пользования, которые иногда удается выявить.
Еще более опасна возможность передачи токсикантов между трофическими уровнями. Массовая гибель птиц разных трофических уровней (зерноядных, всеядных и хищных) — доказательство передачи яда по пищевым цепям, впервые упомянута в журнале «Охота и рыбалка» (№ 4, 2020). Факты массовой гибели птиц и млекопитающих, прямо связанные с их применением, анализируют в журнале «Успехи современной биологии» специалисты ИПЭЭ РАН.
За пределами нашей страны число исследований и публикаций об отравлениях родентицидами людей, зверей и птиц непрерывно растет. Но российских работ единицы.
Причины
а) незнание рисков — учеными, медиками, населением;
б) непрозрачность применения и недоступность систем определения;
в) отсутствие финансирования исследований и образования.
По принятым в РФ правилам обращения с ядохимикатами и пестицидами государство регулирует их оборот и применение, используя торговые названия. В секрете хранят состав, концентрацию, степень очистки, вспомогательные вещества, в отличие от лекарств.
Пример с лекарствами важен, сведения об их составе не снижают продуктивность фармацевтики. Но фиговый листок коммерческой тайны прикрывает непотребство производства и пользования агрохимией, незнание и прямую ложь о ее свойствах.
И не только у нас. Недавно в интернете гуляло фото голубых кабанов (реально голубого цвета). Оказалось, что это иллюстрация из статьи в престижном международном журнале (одном из тех, где за публикации научным работникам целый год, по требованию министерств, платят надбавку).
Как следует из текста статьи, работа выполнена и статья оплачена фирмой-производителем родентицидов. Для соблюдения коммерческой тайны не указано ни действующее вещество, ни его концентрация.
А голубыми кабаны стали благодаря добавке в отраву красителя-маркера. Животных уничтожали как инвазивный вид-внедренец, опасный для тех угодий, в которых проводили истребление.
Кровь в клюве — признак воздействия родентицидов. ФОТО АННЫ ШУБКИНОЙ |
ДЕШЕВО И СЕРДИТО?
Стремление упростить применение химикатов и уменьшить риск для работников привело к распространению родентицидов-антикоагулянтов. Отравление препаратами 1-го поколения, появившимися в середине прошлого века, можно установить с помощью не слишком сложного оборудования.
Чтобы доказать отравление антикоагулянтами 2-го поколения, необходимы оборудование, специалисты, методики, отсутствующие в большинстве клиник и токсикологических лабораторий РФ. Именно поэтому неизвестен сопутствующий ущерб — гибель нецелевых видов. Анализ литературы показывает, что это тесно связано с существующей практикой применения родентицидов, низкой степенью понимания ситуации населением и недостаточностью контроля.
Свободно продающиеся токсиканты в тех или иных объемах поступают в сельхозпродукты и воду. Яды можно купить в магазине, не надо и грибочки собирать…
Отравления родентицидами зарегистрированы на всех континентах, но до последних лет анализ был ограничен случаями суицидов, при которых установление токсиканта не требовалось. В ставшей широко известной провинции Хубей (Китай) сравнили частоту использования родентицидов в качестве яда при суициде: случаи отравления возросли четырехкратно после распространения антикоагулянтов 2-го поколения.
Отравления людей родентицидами составляют существенную долю причин смерти не только в Китае, но и в Северной Индии. В Швейцарии ищут способы промышленного определения этих препаратов в молоке.
Центр отравлений в Иллинойсе (США) отметил резкое возрастание числа пациентов с кровоточивостью: у всех обследованных установлены сублетальные дозы бродифакума и/или дифенакума и/или бромадиолона.
В нашей стране также есть отравления: описаны клинические симптомы у человека при лечении в стационаре (предложена процедура детоксикации), сделано патологоанатомическое описание изменений головного мозга при отравлении родентицидами (Зобнин и др., 2013; Ивлева и др., 2017).
Отсутствие научно обоснованной стратегии и практического контроля применения агрохимии (и в особенности родентицидов) опасно для здоровья людей и жизни животных. Фото: shutterstock |
В Самарской и Ульяновской областях в 2019 г. произошло массовое (80 установленных пациентов) отравление подсолнечным маслом (Галстян и др., 2020). Масло было изготовлено из семян подсолнечника, обработанных родентицидами. У всех пациентов наблюдался геморрагический синдром.
Анализы, сделанные у части пациентов, подтвердили наличие антикоагулянтов в крови и в использовавшемся масле. Но определение отравления антикоагулянтами 2-го поколения ограничено отсутствием системы оперативного доступа к необходимому высокоточному оборудованию для проведения анализов.
Ситуация усугубляется недостаточной осведомленностью медиков о возможности отравления. Статистики о сублетальных отравлениях или хотя бы о частоте симптоматики нет. В нашей стране системные исследования присутствия этих препаратов не проводят, Госстандарт не предназначен для анализа отравлений животных и человека.
Мы видим сочетание высокой опасности антикоагулянтов 2-го поколения с крайне низкой вероятностью их своевременного обнаружения. Особо опасно отсутствие научно обоснованных тактик, стратегии и практического контроля применения агрохимии и, в первую очередь, родентицидов.
АГРОЦЕНОЗЫ ВНЕ КОНТРОЛЯ
Зафиксированные случаи гибели хищных птиц свидетельствует о получении достаточных для отравления доз яда от погибших травоядных, то есть о его передаче по пищевым цепям, что доказывает возможность поступления токсикантов в организм человека.
Отравление птиц, связанных с водоемами, прежде всего цапель, питающихся рыбами и земноводными, свидетельствует о поступлении токсикантов в воду и о возможности отравления человека также и этим путем. Присутствие антикоагулянтов 2-го поколения в молоке и подсолнечном масле подтверждает, что эти возможности реализованы на практике.
Вещества для химобработки присутствуют не только в продукции агроценозов, но и в дикорастущей растительности, грунте и водоемах, что зачастую приводит к гибели диких животных, Эти факты фиксируют в охотхозяйствах страны. Фото: shutterstock |
Повторюсь: системный контроль применения современных родентицидов в РФ отсутствует, не существует структур, в обязанности которых входит контроль качества и фактического применения родентицидов, находящихся в свободной продаже.
Также в последнее десятилетие в России недостаточно отслеживается производство, хранение, реализация и применение агрохимикатов при обработке полей. Более того, деятельность агропроизводителей выведена из-под контроля: в документах Роспотребнадзора родентициды упомянуты только в связи с бытовой химией — тонны отравы, поступающие в поля, никто не обязан учитывать и никто не считает.
Отрицать необходимость применения агрохимии невозможно, но ее биологические, экосистемные и медицинские последствия требуют научных исследований и мониторинга. Обзор литературы и практики применения родентицидов доказывает существование угрозы биологической безопасности в области, сочетающей воздействие химических и биологических факторов.
Отсутствие физических границ агроценозов позволяет использовать сведения о состоянии фауны, т. е. диких животных, в качестве индикаторной системы для прогнозирования возможных рисков. Гибель хищников в природе означает недопустимо высокий уровень риска либо нарушение регламента пользования.
Мы все — люди и звери — нецелевые объекты, которые находятся под угрозой отравления.