В отрогах Сихотэ-Алиня

Ну, вот, спидометр показал, что накатал я за пять дней «новогодних каникул» 800 км с копейками – объехал «пункты проживания учетчиков амурского тигра на вверенной для учета территории». Промышляет еще народ глубинки, несмотря на мизерные цены даже на соболя. А что делать? С рабочими местами не густо…

Пока общая обстановка такова:
1. Нынешняя зима в Хабаровском крае какая-то нестандартная. Сначала снегу выпало за три предыдущих, а с половины декабря морозяки навалились. В горах – до пятидесяти, Якутия отдыхает. Синоптики сказали, что переплюнули рекорд аж 1949 года… И пока те морозы не особенно унимаются: в Хабаровске ночные «тридцать и более», а на высоте 200 м – уже 35-38, двигатель авто еле проворачивается по утру… Одним словом – погода для путешествий, мягко говоря, «не очень». Но, как говорят – «не бывает больших морозов, бывает плохая одежда».

2. Копытные. Снежный покров, который в начале декабря в долинах достигал 80 см и более, осел и сейчас составляет 60-65 см. Косуля брюхом уже не чертит, но критической для нее величина так и осталась. Значительная часть популяции еще в декабре спустилась в предгорья и на поля, но много зимует и в горах. Животные спасаются по многочисленным протокам основных рек, где снегу меньше по причине их позднего замерзания, а ивовые острова дают пищу. А те, что рискнули остаться на склонах, вынуждены спуститься в долины, где обычны нартовики, лесные дороги, да и вообще присутствие человека. И тигра. Молодняку изюбра тоже приходится нелегко. Кабан в поймы практически не спускается: на склонах был хороший урожай маньчжурского ореха и средний – желудя. К тому же падает шишка кедра, которой хоть и немного, но при практически полном отсутствии белки – и, то, хлеб. Поэтому кабанчики, выжившие после прошлогоднего «мамая» в виде АЧС. забились по куртинам кедровников и живут узко.

3. Тигр. Мой прогноз о том, что в результате крайне низкой численности свиней грядет гибель выводков тигра, в увеличенном числе появившихся в результате обильного питания самок на многочисленных «свалках» погибших прошлой зимой кабанов, по осени начал было, к сожалению, быстро оправдываться. Но тигру повезло – аномальные снега сделали беспомощными косуль. Во многих местах за ними и ходить не нужно – спустившись со склонов и обнаружив нартовик или дорогу, косульки идут прямо в лапы дежуривших около них тиграм. Правда, до весны еще далеко, эта «халява» заканчивается, и опасение, что до конца снежного периода тигрят останется в живых не много, остается. Расселяющегося молодняка – тоже. И дело не только в отсутствии кабана – большие снега обусловили вертикальные миграции копытных всех видов. За ними, естественно, вынуждены были последовать и тигры, что не могло не привести к потере многих индивидуальных участков и усилению территориальной конкуренции, со всеми вытекающими. Хищники одного семейного клана – еще так сяк, потерпят. А вот пришельцы – обречены… Есть уже такие наблюдения…

4. Об остальном я уже в начале зимы писал. Так и осталось: белка, колонок, рябчик – буквально единичные встречи следов. Не много и соболя. И вообще уссурийская тайга этого сезона на западных макросклонах Сихотэ какая-то пустая и неприветливая. Даже мне как-то некомфортно стало. Чуть за минус 35 – и руки мерзнут, а за 45 – вообще караул и машина колом. А когда-то и при -48 цыгарку из махры сворачивал без проблем, а при полтиннике – на снегоходе гонял… Правда, давно это было…

Резюме? Ничего противоестественного в тайге не происходит, все это было множество раз и в последующем придет в норму. Пока цикличность явлений ни кто не отменял. Другой вопрос – сколько потребуется времени на восстановление той «нормы»? А вот это – от нас зависит. Тяжелая для живности зима. Так что тем, у кого оружие в руках – лучше его сейчас положить на полку, чем зубы на будущий охотничий сезон. И не один.

Юрий Дунишенко

https://www.facebook.com/