Сельские охотники: «Дайте нам возможность охотиться у себя!»

 

Охотники-любители Индерского района жалуются, что, несмотря на открытие осеннего сезона, они всё ещё не получили путёвки. Такая же проблема у их коллег в Махмбетском и Кызылкогинском районах. Корреспондент «АЖ» выслушала индерских охотников, которые специально её пригласили.

– Мы собрались здесь, чтобы рассказать о наших проблемах, и ждём помощи в их решении. В этом году общество охотников и рыболовов отказывается выдавать нам путёвку. Любительской охотой я занимаюсь более 40 лет. Большинство охотников – пенсионеры, среди нас есть и инвалиды. Мы готовы оплатить путёвку или взносы, но есть один большой вопрос, – говорит Виктор МАКАРОВ. – Сейчас, в отличие от прежних времён, путевки выдают только на записные угодья, которые находятся на большом расстоянии от нашего района, куда-то в сторону моря. Но мы, охотники со стажем, сейчас уже в силу возраста, да и финансовых возможностей, не можем ехать так далеко. Дайте нам возможность охотиться у себя!

– Я родился и вырос в этом районе, мой отец был охотником. Он всегда брал меня с собой, и у меня появился интерес. Сейчас приучил своего сына. Каждый год мы получали путёвку за плату в областном центре без проблем, там указывалось, что разрешается охота на всей территории Атырауской области. В путёвке была своя графа, где мы указывали, сколько подстрелено птиц и хищников. Среди нас никто не занимается промысловой охотой. Мы лишь в свободное время выезжаем на природу на собственном транспорте, используя разрешённое оружие. Мы любители. В основном по периметру района мы охотимся на гусей, уток, куропаток, а зимой на зайцев. Кабанов не трогаем. А сейчас сотни местных охотников лишены этой возможности – говорят, у нас нет егеря, – говорит Максот БИСЕНОВ.

– Я увлекаюсь охотой с 1976 года. Неужели местному акимату совместно с отделом сельского хозяйства нельзя решить эту проблему? В нашем районе можно поохотиться в каналах, на речках Багырлай, Алгабас-Жорык, и в соседнем Кызылкогинском районе есть места. Давайте заплатим взносы, и пусть нам выдадут путёвки. Нужно же как-то решать эту проблему. А сезон охоты уже начался. Даже получив путёвку, мы не можем поехать на охоту на дальние расстояния, например в Жылыойский, Курмангазинский районы, – говорит Владимир КАТЬКОВ.

Мы обратились за комментарием в областное общество охотников и рыболовов. Зампредседателя правления, главный охотовед областного общества охотников и рыболовов Александр ИВАСЕНКО выслал следующий ответ: «По существу интересующих Вас вопросов в отношении организации любительской охоты в Атырауской области областное общество охотников и рыболовов поясняет Вам следующее:

1.«До 2022 года за областным обществом охотников и рыболовов было закреплено 6 приписных охотничьих хозяйств: Курмангазинское площадью 188,6 тыс. га, Исатайское (69,4 тыс. га),  Махамбетское (50,8 тыс.) Жылыойское (998,7 тыс. га), расположенное на землях Макатского и Жылыойского районов, Кызылкогинское (312,3 тыс. га) и Индерское (27,3 тыс. га), расположенное в междуречье Урала и реки Багырлай, от границ нашей области с 3ападно-Казахстанской и на юг, до села Елтай.

Областное общество охотников и рыболовов – общественная организация, никаких государственных дотаций не имеет и существует за счёт членских взносов и средств от путёвок во время сезона охоты. Всего членами Общества является 2500 охотников, это по всей Атырауской области. В Кызылкогинском районе членами охотобщества, которые уплачивают членские взносы, являются 6 человек, в  Индерском районе – 12. По причине нерентабельности этих приписных охотхозяйств, охотобщество было вынуждено от них отказаться с 2022  года и расторгнуть в одностороннем порядке договоры на ведение охотничьего хозяйства с Управлением природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области. Простой пример, в Индерском районе членами общества является 12 охотников, которые уплачивают ежегодно по 3 900 тенге, доход общества составляет 46 800 тенге. По договору охотобщество обязано содержать в этом хозяйстве одного егеря, которому в год выплачивается заработная плата в размере 840 тысяч тенге – это без того, что общество выделяет деньги на бензин для обеспечения охраны угодий, обеспечивает форменным обмундированием егеря, несёт затраты на изготовление аншлагов. В итоге выходит 1 млн 500 тыс. тенге на одного егеря. И где логика? Где брать эти деньги? То же самое и в Кызылкогинском охотхозяйстве. Причиной отказа от Махамбетского охотхозяйства послужили природно-климатические условия, сложившиеся на закреплённой территории – это полная эрозия почв и опустынивание. Совет АОООиР счёл необходимым отказаться от этих 3 охотхозяйств, на что мы имеем все законные основания и вправе решать, какие охотхозяйства надо содержать, а какие нет. Тем более, мы не являемся собственниками тех земельных участков, на которых располагались территории охотхозяйств, а арендовали их, то есть являемся вторичными пользователями. Таким образом, с февраля 2022 года договоры на ведение охотничьего хозяйства с Управлением природных ресурсов и регулирования природопользования были расторгнуты, на что было получено  соглашение  о расторжении  договоров  от 03.03.2022 года. В весенний сезон охоты 2022 года на территории этих хозяйств уже не проводилась любительская охота на селезней диких уток.

 

2. Те охотники, которые являются членами областного общества охотников и рыболовов, имеют возможность охотиться в сезон охоты на закреплённых за охотобществом охотничьих угодьях. То есть на территории Курмангазинского, Исатайского и Жылыойского  приписных   охотничьих хозяйств. Охотобщество не имеет права выдавать путёвки на территорию тех охотхозяйств, от которых оно отказалось. Казалось бы, где  выход? Где  охотиться тем охотникам, которые проживают непосредственно в Индерском и Кызылкогинском районах? Выход есть! Необходимо организовывать частные охотничьи хозяйства, что при беседах с охотниками этих районов мы неоднократно разъясняем. К примеру, на территории Западно-Казахстанской области организовано 32 частных охотхозяйства, в Актюбинской области 47, а в Акмолинской области – свыше 100. А то что, те охотники из этих районов являются членами областного общества – это дело добровольное! Информация об отказе от трёх охотхозяйств имеется на нашем сайте, объявления в начале этого года размещались и по каналам фейсбук и вотсап.

3. Чтобы решить вопрос любительской охоты для охотников Кызылкогинского и Индерского районов, необходимо организовать частные охотничьи хозяйства. Как это сделать? Охотобщество может проконсультировать тех, кто изъявит на это желание.

4. На территории Атырауской области удостоверения охотника имеют 6500 граждан. Из этого общего количества членами областного общества охотников и рыболовов являются 2400 человек – это те, кто ежегодно уплачивает членские  взносы и согласно нашему уставу могут охотиться на территории закреплённых за обществом охотхозяйств. Активное участие в любительской охоте в разрешённые сроки охоты из 2500 охотников­-членов охотобщества принимает не более 1200 человек. Все сроки охоты указаны в Правилах охоты РК. Стоимость членского взноса для членов областного общества охотников и рыболовов составляет 3 900 тенге в год. Реализация охотничьих путёвок на любительскую охоту в сезон охоты производится в кассе охотобщества, а также в г. Кульсары, пос. Курмангазы и пос. Аккистау. Для не членов  охотобщества путёвки реализуются охотобществом, но уже по другим ценам, установленным и утверждённым Советом АОООиР».

 

https://azh.kz/ru