Полай

Анатолий Пуклич

В плодородном августе, в его середине есть время, которого с огромным нетерпением ждут мужчины. В этот благодатный период открывается сезон осенней охоты на пернатую дичь. Охотники заблаговременно планируют свои отпуска, готовят патроны, проверяют оружие и снаряжение, оформляют необходимые для проведения охоты документы и в назначенный день группами выдвигаются в облюбованные ими охотничьи места.

Так было и в тот описываемый август. Погода стояла отменная. На прудах Рыбхоза у деревни Язвище, где по традиции охотилась наша компания, уток развелось видимо-невидимо, что предвещало хорошую охоту и богатые трофеи.

Группа охотников во главе с Василием Александровичем – ветераном, бывалым охотником и заводилой всех компаний, прибыла в заветные утиные места. Охотники разбили бивак, в определённом для этих целей месте, установили палатки, разложили в них свои пожитки, охотничье снаряжение и оружие после чего отправились выбирать места для утренней зорьки.

После рекогносцировки, соблюдая меры пожарной безопасности, разожгли костёр, приготовили ужин. Дружный коллектив принялся уплетать наваристую уху, из пойманных утром на прудах нашими товарищами, щуки, толстолобика, ершей и окуней.

Сытно поужинав, ветераны начали травить охотничьи байки и небылицы, а молодёжь – внимательно их слушала.

Солнце медленно катилось к закату.

Когда совсем стемнело, к нашей компании присоединился проживающий в соседней, граничащей с охотничьими угодьями деревне Борисовщина, наш старый знакомый и провожатый по ягодно-грибным местам дед Саша – ветеран войны, полковой разведчик, весельчак и балагур. Как всегда, он принёс нам домашних гостинцев: солёных груздей, собранных лично и засоленных по особому ему только известному рецепту, пирогов с капустой, горохом и укропом, любезно испечённых его гостеприимной, искусной стряпухой супругой бабой Валей, жареных в сметане карасей, которых сегодня на утренней зорьке в деревенском пруду выловил внук деда Саши Пашка, берёзового квасу, заготовленного нынешней весной в роще у околицы деревни. Заняв своё почётное место у костра, дед Саша познакомил нас с новым членом коллектива псом «дворянской» породы Полаем. Псина на вид ничем не отличалась от других своих собратьев, обычный «сторож», много таких несут сторожевую службу посаженные на цепь в наших деревнях и посёлках. Пёс как пёс, но что-то благородное в нём преобладало, судя по его поведению и воспитанности. Каждый член нашего дружного коллектива потрепал его по холке в знак знакомства. Полай вилял хвостом давая понять, что он тоже рад новым знакомым.

Время летело очень быстро, посиделки затянулись далеко за полночь, пока старший группы не разогнал нас по палаткам отдыхать, приговаривая свою любимую поговорку: «Всем спать, завтра же на охоту».

Как только на востоке чуть посветлело небо мы, как по армейской команде, бодро поднялись, умылись студёной водой из протекающей вблизи речки Жереспеи, попили душистого, заваренного на собранных дедом Сашей в охотничьих угодьях травах, чая и выдвинулись на заранее намеченные и распределённые между стрелками номера.

Замаскировавшись на номерах, стали с большим нетерпением ждать прилёта пернатых.

Время тянулось медленно.

Наконец-то прилетели первые утки-разведчики и с шумом приводнились недалеко от нас на гладь пруда. Однако, следуя охотничьему этикету, мы по разведчикам не стреляли, ждали прибытия основной массы, которая долго себя ждать не заставила. Вскоре на пруды большими стаями стали налетать упитанные объекты охоты.

Объект охоты. Селезень. Фото А.А.Пуклича.

 

Тут, как по команде, началась канонада из всех видов охотничьего гладкоствольного оружия. Долгожданная охота началась.

Бывалые охотники стреляли редко да метко, наслаждаясь процессом охоты и радуясь добытым трофеям. Новички и горячие «парни» палили по движущимся «на кислороде» пернатым не жалея боеприпасов, но вреда водоплавающим не приносили, так как дробь до них не долетала.

Опытные охотники пытались урезонить молодёжь, но та, войдя в азарт, всё же продолжала палить в никуда.

Утренняя зорька. Фото А.А.Пуклича.

 

Через некоторое время из-за горизонта показался диск солнца. Он медленно поднимался ввысь, рассеивая редкий туман над водной гладью прудов, освещая всё вокруг яркими лучами.

Лёт пернатых постепенно стал уменьшаться, однако стрельба не утихала.

К полудню активная охота завершилась.

Наша команда, подобрав свои трофеи и оформив в соответствии с правилами необходимые для их транспортировки документы, дружно потянулась к месту ночёвки, по пути делясь впечатлениями о прошедшей охоте.

Прибыв к биваку, охотники, разложили на траве свою добычу, кому как повезло, кто одну, а кто пять уток, провели фотосессию и приступили к приготовлению полевого праздничного обеда, в честь открытия охотничьего сезона.

Насытившись приготовленной из уток наваристой шурпой, пловом и знаменитым травяным чаем дяди Саши, охотники стали делился своими успехами, хвалиться знатными трофеями и только четыре молодых охотника понуро глядели на наши трофеи и слушали наши рассказы с грустью в глазах. Причиной их расстройства было то, что они по своей неопытности не добыли ни одной утки, хотя израсходовали весь свой боезапас.

Дед Саша, с улыбкой наблюдавший за нашим весельем, обратив внимание на грустных новичков, спросил у молодёжи, хотят ли они быть с трофеями. Ребята переглянулись и в один голос ответили, что очень хотят выглядеть бывалыми охотниками, что им стыдно будет возвращаться домой без трофеев, но где эти трофеи раздобыть.

Ветеран предложил неудачникам идти с ним с одним условием, чтобы оружие с собой не брали. Все переглянулись, но не стали донимать своими расспросами знатного ветерана. А дед Саша умело, как учили в разведке, держа паузу, вместе с ребятами молча удалился в сторону прудов Рыбхоза, где мы охотились.

Наш дружный коллектив отдыхал, продолжая травить байки и обсуждать результаты наших метких выстрелов, строил планы на вечернюю зорьку.

Прошло более часа. Дед Саша, улыбаясь, медленно подошел к нам вместе с молодыми охотниками. В руках у каждого неудачливого охотника было по пять уток, ровно столько, сколько разрешено дневной нормой добычи.

Мы с удивлением посмотрели друг на друга. «Откуда такое     богатство?» – спросили охотники в один голос. Дед Саша ласково потрепал по загривку Палая и ответил: «Вот он герой». И разъяснил: «Молодые и горячие охотники палили в уток не жалея патронов. Некоторые их выстрелы иногда достигали цели, однако опыта поиска трофеев в камышовых зарослях у новичков нет. Так, что за них поработал Полай, все не найденные трофеи подобрал, следуя охотничьему этикету, не дал им пропасть».

Вот так без ружья столько трофеев было добыто благодаря Полаю.

Мы поздравили молодых охотников с полем, а деда Сашу поблагодарили за смекалку и находчивость. Каждый из компании старался угостить Полая самым вкусным кусочком и погладить его по загривку.

Благодаря практическим действиям Полая и деда Сашы молодые ребята усвоили урок охотничьего этикета, что к природе необходимо относится бережно и с уважением.

В дальнейшем, выезжая с нашим коллективом на охоту, они стреляли не спеша, прицельно, на установленное расстояние, а сбив дичь, предпринимали все меры, чтобы трофей был найден.

Если они сами не могли найти в густых камышах или траве птицу, то прибегали к помощи нашего любимца Полая.

В очередной раз, выбираясь на охоту, мы всегда припасали с собой гостинцы для великого охотника Полая.

А дед Саша так и продолжал свою охоту без единого выстрела.