Позиция ВОО-ОСОО на запрос Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России

Позиция ВОО-ОСОО на запрос Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России в связи с разработкой законопроекта федерального закона № 10309-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в октябре 2021 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

 

Военно-охотничье общество – общероссийская спортивная общественная организация (далее – ВОО-ОСОО) поддерживает законопроект № 10309-8 в части предусматривающий необходимость прохождения лицами, впервые получающими охотничий билет, обучения знаниям требований охотничьего минимума, а также проведения проверки органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы власти) знаний, полученных указанными лицами.
ВОО-ОСОО готово участвовать в работе органов власти по вопросам, связанным с обучением и проверкой на практике наличия знаний, навыков, умений и компетенций, характеризующих подготовленность к осуществлению охоты и связанных, в том числе, с надлежащим обращением с орудиями охоты и продукцией охоты, а также с владением этическими принципами охоты. В системе общественных охотничьих организаций только ВОО-ОСОО имеет негосударственные образовательные частные учреждения по безопасному обращению с оружием, высококлассные спортивно-стрелковые комплексы и высококвалифицированный тренерско-инструкторский состав.
Введение для охотпользователей обязательного членства в саморегулируемых организациях (далее – СРО) считаем нецелесообразным, так как это приведет к дополнительной неизбежной финансовой нагрузке.

Необходимо понимать, что обязательное членство в СРО или наличие выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ выступает не более чем способом приобретения специальной правоспособности, необходимой для осуществления определенных видов деятельности. Согласно статье 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимую правоспособность охотпользователь приобретает по результатам заключения охотхозяйственного соглашения. Таким образом, юридическая необходимость в ее повторном подтверждении отсутствует.

Несмотря на то, что создание саморегулируемых организаций является одним из приоритетных направлений государственной политики по проведению административной реформы, исследования показали, что в сегменте малого и среднего бизнеса, к которому относится деятельность охотпользователей, существует значительная степень недоверия к общественным организациям.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» действует более 15 лет, однако до сих пор многие аспекты правоотношений, касающихся узкоспецифичных видов деятельности остаются неурегулированными. Опыт введения системы СРО в других сферах (строительство, аудиторские услуги и т. д.) показал профанационный характер данных изменений, единственным результатом которых стало увеличение расходов членов СРО без оказания какой-либо обещанной юридической поддержки. Регулирующая функция СРО, по задумке являющаяся основной, на практике ими также не выполняется, зачастую по причине отсутствия реальных инструментов и критериев проверки качества оказываемых услуг, а также мер и воздействия на недобросовестных членов организаций. Особую сложность будет представлять собой формирование таких критериев в сфере охотничьего хозяйства, где объект взаимоотношений между охотпользователем и клиентом (охотником) носит достаточно неопределенный характер и крайне велика вероятность его субъективной оценки.

Исключение из СРО служит не способом повышения качества оказываемых услуг,
а мерой воздействия, позволяющей устранить с рынка фактически любого игрока путем предвзятой оценки оказываемых им услуг, что в сфере охотничьего хозяйства повлечет за собой создание дополнительного инструмента по отъему угодий у заведомо добросовестных, но «неугодных» охотпользователей.
В 2015 году распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р была утверждена Концепция совершенствования механизмов функционирования СРО. Однако, на всех трех этапах ее реализации с 2016 по 2020 годы, где СРО с добровольным членством отдан безусловный приоритет, федеральным законодателем реализован на практике, к сожалению, не был.

На основании вышеизложенного ВОО-ОСОО не поддерживает внесение
в законодательство в области охоты такого юридического института, как саморегулирование.