Психологический эффект охоты

Об охоте и её роли для военнослужащих разговор с начальником управления (психологической работы (психологической службы ВС РФ) ГВПУ ВС РФ, доктором психологических наук Валентиной Барабанщиковой.

Охота – элемент нашей культуры, который решал многие современные проблемы. Отцы с малолетства брали собой в лес детей. Это был первый опыт общения с природой, навыки выживания, маскировки, преследования, распознавания следов. Под присмотром взрослых, ребёнок учился безопасному обращению с оружием, меткой стрельбе, происходило формирование устойчивой адекватной психологической реакции. Так воспитывались будущие защитники Отечества…

Мир меняется очень быстро, много стрессовых ситуаций, а для военных, постоянно рискующих жизнью, – критических. От правильно выбранной модели поведения, реакции на критическую ситуацию зачастую зависит судьба не только самого военнослужащего, но и подчиненного коллектива. Однако только подготовленный, тренированный человек может принимать эффективные решения. И здесь очень важен факт разнообразия. То есть, чем более разные поведенческие и ситуационные модели человек встречает на тренировках, тем больше шансов, что при практическом применении будут использованы наиболее оптимальные варианты. Но также мы понимаем, что любая тренировка, остаётся тренировкой, а как поведет себя человек в боевой ситуации – спрогнозировать непросто. В этом плане участие в охотах может сослужить неоценимую службу, так как это неповторяющиеся действия, с определенной долей неизвестности, с оружием, где всё по-настоящему, но в разумной и в большей мере безопасной среде. Охота была и сейчас все ещё может быть уникальным элементом подготовки снайперов и военнослужащих специальных подразделений, для которых важны навыки маскировки, преследования, выживания в дикой природе…

Интервью с Валентиной Барабанщиковой читайте в 3-м номере журнала «Охотник».