Сезон охоты на пернатую дичь открылся в московском регионе
Открылся сезон охоты на пернатую дичь. Вместе с егерем Владимиром Гелей и москвичами Александром Лисициным и Сергеем Романцевым корреспондент «Вечерней Москвы» отправился в подмосковные леса.
Многие хорошо помнят фильм «Особенности национальной охоты» и на его основе даже составляют представление об этой народной забаве. Но на деле не все так, как показали создатели картины. Настоящая охота — дело серьезное, и здесь не до обильных возлияний.
Бумаги, пожалуйста
Прежде всего охотнику нужно получить два документа — путевку и разрешение. У Сергея Романцева и Александра Лисицина с бумагами все в порядке.
— Они могут быть как разовыми, так и на весь сезон, — говорит егерь Владимир Геля.
С 1993 года он работает на охотничьей базе в 90 километрах от Москвы, где и ждали гостей из столицы.
В уютных домиках есть все необходимое: канализация, вода и электричество. Лучшее время для добычи водоплавающей птицы — с 3 ночи до 8 утра. Поднимаемся затемно. Перед выездом на заранее присмотренные места Владимир Геля выдает разрешения охотникам.
— Есть и другие документы — я слежу за поголовьем животных, веду их учет и подсчет по следам. Когда зимой мало пищи — подкармливаю, регулярно обхожу или объезжаю на внедорожнике свою зону ответственности, — рассказывает он.
Александр Лисицин принимает документы и убирает их в карман. Имеет большой стаж на этом поприще и уверен, что охота — замечательное увлечение, хотя и не всегда радует трофеем.
— Это не просто хобби, а стиль жизни, — считает Александр.
Без терпения никак
Охота, по словам Лисицина, требует выдержки.
— Мне это подходит — я все в жизни делаю неторопливо, спокойно. Кроме того, нельзя забивать из ружья самку или птенцов. Я охочусь с собаками породы бретонский эпаньоль. Это специально обученный вид, способный с воды поднять птицу в воздух, найти подстреленную и принести хозяину, — объясняет Александр.
Подъехав к заросшему ирригационному каналу, рассредотачиваемся. Собаки активно исследуют берега. Но, поскольку траву во время пандемии никто не косил, передвигаться им очень сложно. Вымокнув из-за росы, животные выглядят еще стройнее и поджарее.
А вот и пилотный «ба-бах» — зашедший с другого конца канала Сергей Романцев подбил первую утку!
— Просто повезло, что я сразу ее сразил, — отметил он, улыбаясь и подвешивая трофей на ягдташ — специальную охотничью сумку.
Дорого — не значит метко
Свой удачный выстрел Сергей сделал из простенького отечественного ружья ТОЗ-34. Теперь ему можно добыть лишь четырех пернатых — таковы ограничения. Воодушевленный, охотник со своим питомцем быстрой походкой идет дальше. Тем временем Александр Лисицин замечает еще пару уток.
— Слишком далеко. Если и попаду, то лишь раню — вздыхает он, вешая ружье на плечо.
У него изящная французская двустволка 1926 года выпуска. В защитном костюме, высоких болотных сапогах и бежевой фуражке Александр похож на классический образ писателя и охотника Тургенева — только очки современные. Порадовавшись за коллегу, меняем дислокацию: раз уж у Сергея тут «пошло», негоже ему мешать. По ухабистому подобию дороги едем на машине поближе к реке Сестре. Минут через десять выруливаем к полю.
— В природе все продумано. У каждого животного своя кормовая база. Разведется много зайцев — они погубят в округе все фруктовые деревья и кустарники. Переизбыток птиц — исчезают насекомые. В условиях промышленного сельского хозяйства естественные регуляторы перестают работать, их роль берут на себя люди, — объясняет Александр.
Дуплет для дупеля
Неспешная речь охотника внезапно прерывается — собака почуяла дичь! Моментально вскинуто ружье. Выстрел — и метрах в десяти на траву падает добыча. Собака вскоре приносит ее хозяину.
— Это дупель, он считается аристократической птицей, — опознает Александр. — Мясо у него нежное и вкусное. После первых удач наступает затишье, и за четыре часа не удается встретить ни одного летуна. А вот со стороны Романцева выстрелы периодически слышатся. В итоге он «выбил» еще трех уток.
Ружья разбираем и упаковываем в футляры. Свежую дичь укладываем в портативные чемоданчики-холодильники. Открытие сезона-2020 удалось, и охотники разъезжаются довольными.
ЭТО ЗАКОН
По действующему законодательству, охотничье ружье должно храниться в сейфе. Перед каждым выездом его необходимо разрядить и разобрать, уложив в специальный чехол. При себе у охотника, кроме разрешения на ношение оружия, должны быть путевка на охоту в определенном месте и охотничий билет единого федерального образца. Если их нет, то даже при отсутствии добычи охотник автоматически становится нарушителем. Осенью в Московской области разрешена охота на болотно-луговую дичь (дупеля, бекаса, гаршнепа, коростеля), полевую дичь (серую куропатку, перепела, голубя и горлицу), водоплавающую дичь (гуся, казарку, утку, камышницу, лысуху), а также боровую дичь (вальдшнепа, рябчика). Пренебрегать своевременным получением разрешения и путевок на охоту не стоит, так как последствия незаконного отстрела животных и птиц могут оказаться очень серьезными. Охотника могут оштрафовать, лишить оружия и охотничьего билета. В некоторых случаях предусмотрено и уголовное наказание.