История развития служебного собаководства

Формирование служебного собаководства на землях бывшей царской России в первой четверти 20 века было затруднено целом рядом факторов: Первая мировая война, революция и гражданская война. Последовавшие за этими событиями бедность, отсутствие порядка и голод привели к большим потерям племенного поголовья среди охотничьих и служебных пород собак, утрате высококвалифицированных специалистов-кинологов и их наработок по обучению, дрессировке, выращиванию и отбору собак для службы.

В 1919 году Всеволод Васильевич Языков обращается в штаб РККА с проектом организации курсов служебного собаководства в Красной армии. Его идеи получили возможность реализации.

В 1923 Формируется Центральная школа-питомник служебных собак РККА, открываются курсы по подготовке инструкторов служебных собак при высшей пограничной школе ОГПУ и Центральной школе опытного питомника служебных собак пограничных войск ОГПУ. Всеволод Васильевич становится прекрасным педагогом в этих организациях и не только обучает инструкторов, но и пишет замечательные учебники: «Военная собака», «Курс теории и дрессировки служебных собак», «Основы дрессировки служебных собак», «Юный собаковод» и другие. Эти книги стали основой для формирования отечественной школы дрессировки. Но, к сожалению, выдающийся ученый-кинолог того времени Всеволод Васильевич Языков в 1938 был арестован и сослан на Колыму на 8 лет, где умер в 1941 году, и его вклад в развитие военного собаководства длительно замалчивался.
Советское правительство оценило возможность развития служебного собаководства и принимает решение о приобретении племенного поголовья собак за рубежом. Идеи воспитания четвероного напарника для человека находят свою реализацию не только в армии, но и в милиции, открывается Центральная школа-питомник отдела уголовного розыска НКВД.
Милицейским учебным заведением с коротким сроком обучения были курсы по подготовке специалистов-кинологов. Курсы открылись согласно Приказу НКВД 1923 года при Центральном питомнике служебных и розыскных собак ОУР (отдела уголовного розыска) Управления милиции Республики. Обучение на них длилось шесть месяцев.На учебу нужно было приезжать с собаками одной из трех пород: немецкими овчарками, доберманами-пинчерами, или эрдельтерьерами. Тем, кто заканчивал младшее отделение (4 месяца) после установленных испытаний присваивали звание дрессировщика-проводника, а тем, кто учился еще два месяца и заканчивал старшее отделение, присваивали звание инструктора-дрессировщика.
Тогда же был учрежден знак для выпускников школы дрессировщиков-проводников Центрального питомника собак-ищеек ОУР НКВД.
В течение одного 1923 года кинологи с собаками 846 раз выезжали в места происшествий. При этом они задержали 315 преступников.
В 1930 году шестимесячные курсы были преобразованы в школу инструкторов, срок обучения в которой длился год, а финансирование взяло на себя НКВД.
Интересно, что развитие служебного собаководства в нашей стране шло двумя параллельными курсами – любительские секции служебного собаководства обеспечивали рост и подготовку необходимого количества поголовья собак для армии, улучшали его качество, а подготовка инструкторов, методической литературы, методик дрессировки активно велась в школах собаководства РККА.
Развитие любительских секций служебного собаководства
В 1925 году при Всероссийском союзе охотников создается Центральная секция любителей служебного собаководства. Секция росла и развивалась очень быстро, если не сказать стремительно, интерес к служебным собакам возрос настолько, что в ноябре 1925 года Охотсоюз выступает организатором Первой Всероссийской выставки служебных, охотничьих и комнатных собак. В выставке приняло участие более 500 животных 30 пород.
В декабре 1925 года проводится Всесоюзный кинологический съезд, который послужил прекрасной площадкой для развития собаководства в нашей стране: в 1927 году служебные породы собак выделены в отдельную категорию. С 1928 года собак служебных пород стали регистрировать во Всесоюзной родословной книге. В этом же году секция служебного собаководства переходит под руководства Осавиахима. (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, в будущем ДОСААФ).
С этого момента разворачивается широкомасштабная компания в поддержку служебного собаководства, открываются учебно-дрессировочные площадки, где подготовку проходят до 400 собак ежегодно, проводятся племенные смотры и Всесоюзные выставки, разворачиваются агитационные бригады, благодаря деятельности которых обычное население узнает о пользе собаководства на службе армии, милиции, для охотничьего и народного хозяйства.
Поголовье служебных собак растет за счет вступления в клубы собаководов любителей, которые обязательно проходили курс занятий на дрессировочной площадке, что очень помогало армии получать уже подготовленных собак. На развитие служебного собаководства уже работали не просто любители собак, а целые научные центры, где проводились глубокие исследования поведения животных, формировались приемы по подготовке собак тех или иных специальностей, создавались программы по подготовке специалистов- кинологов и экспертов по породам собак. Особое внимание уделялось селекционной работе, где на первое место вышли принципы формирования и сохранение национальных пород собак.
Одним из документов, определившим судьбу служебного собаководства в РККА стал приказ Реввоенсовета Республики №1089 от 23 августа 1924 г., в котором было поручено организовать опытные школы-питомники военных и спортивных собак в частях РККА для проведения подготовки собак для разведки, связи, сторожевой и санитарный службы в войсках и окарауливания военных складов в помощь сторожам.
Центральную школу-питомник служебного собаководства предписывалось организовать в Москве, руководителем ее становится Никита Захарович Евтушенко. Окружные школы должны были заработать в Ленинградском, Закавказском, Северокавказском, Московском, Приволжском, Сибирском военных округах и на Тукменистанском фронте. По завершению курса обучения собак, в школах создавались специальные комиссии, которые должны были оценить степень подготовленности собак и целесообразность их использования в Армии.
Специалистов по подготовке собак в молодой республике после революции практически не осталось, ассигнования на содержание питомника выделялись весьма скромные. Первоначально Центральная школа-питомник располагалась на даче Тиц и в псарне бывшей усадьбы графа Шереметьева, где руками работников школы и был обустроен питомник, в котором в 1924 году содержалось всего 4 собаки – породистые гончие. Но, несмотря ни на что, школа начала свою работу. Это был сложный период, когда в качестве специалистов привлекались цирковые артисты Анатолий и Владимир Дуровы ( племянники знаменитого циркового артиста Владимира Дурова), дрессировщик А.К. Кемпе и собаководы-охотники.
Закупаемые за границей породные собаки плохо адаптировались к местному климату, погибали от чумки или неумелого выращивания, а также не всегда оказывались годными к службе. Но постепенно питомник пополнялся немецкими овчарками, лайками, эрдельтерьерами, шотландскими овчарками. Спустя 5 лет поголовье собак ЦШп выросло до 186.
В 1929 г для работы в ЦШп был приглашен уже практикующий в подготовке военных собак дрессировщик Бланк. В годы его работы переводится на русский язык книга Конрада Мооста “Дрессировка собак: руководство”, которая пробуждает интерес у отечественных практиков к теории дрессировки.
Центральная школа питомник сначала открывается как часть Высшей стрелково-тактической школы и только впоследствии 1 октября 1926 она станет самостоятельной и получит наименование «Центральная школа служебных и спортивных собак». Ее штат был довольно крупным – в командный состав входило 17 человек, рядовых 6 человек, курсантов 12, обучаемых собак-12.
Центральная школа начнет готовить руководящие кадры (в том числе подготовит первых руководителей окружных школ) и средний комсостав, а также заниматься научно-практической работой.
Окружных школ было открыто 12 и они готовили младший комсостав и выполняли инструкторские функции в отношении служебных собак своего округа. Интересно, что каждая окружная школа старалась работать преимущественно с собаками какой-то одной породы: Белорусская, например, с эрдельтерьерами, Душетская – с доберманами, Московская – с немецкими овчарками, Чугуевская – с южнорусскими овчарками, Закавказкая – с кавказкими овчарками, Сибирская – с лайками. Конечно, в школах работали и с собаками других пород, но сохранялись определенные приоритеты.
Служебные собаки получали по нормам продовольствия порядка 400 г мяса или мясных продуктов ежедневно. Руководящий состав школ строго следил за работой курсантов с собаками, не допускал грубости в отношении с животными, тщательно следил за рационом животных; предполагалось ветеринарное сопровождение собак; ежедневная работа с собаками не только в часы занятий, но и на прогулках, для более качественного закрепления полученных навыков. Курсантам вменялось в обязанности вытирать собаке сухой чистой материей морду и глаза после приема пищи, чтобы не допустить болезней.
С 1925 года в школе начинает издаваться журнал «Собаководство и дрессировка», который ориентирован на широкий круг читателей – как на любителей – членов секции служебного собаководства «Осавиахима» так и на специалистов РККА. В статьях рассказывалось о планах племенной работы, достижениях и успехах собак на выставках, освещались правовые аспекты собаководства.
С 1926 года в центральную школу-питомник военных и спортивных собак для чтения лекции и подготовки специалистов приглашаются выдающиеся ученые. Об основах высшей нервной деятельности курсантам рассказывает профессор Ю. П. Фролов, а подготовкой слушателей по генетике и разведению собак занимается доктор биологии профессор Н. А. Ильин. В 1927 на базе школы создаются специализированные экспериментальные лаборатории. Большая работа по описанию высшей нервной деятельности у собак проводится профессором биологии Ю. А. Васильевым, что в последствии позволяет искать разные подходы к выработке практических навыков у собак с различными типами ВНД и вести отбор собак для различных видов специализации их применения.
Каждый год школа готовит специалистов-кинологов, за 5 лет своего существования она подготовила 124 специалиста служебного собаководства высочайшего уровня. Именно благодаря этим выпускникам, Центральная школа военного собаководства добьется больших успехов в применении собак.
1 октября 1929 года школа реорганизуется в Центральную школу военного собаководства РККА, а ее руководителем становится Александр Павлович Немцов. Этот энергичный образованный кадровый офицер закладывает новый виток развития школы. Помимо выдающихся организаторских данных, Александр Павлович был прекрасным методистом, что позволило ему создать свои научно-исследовательские работы: « Руководство по содержанию и дрессировке служебных собак», «Подготовка и служба собак в РККА», «Памятка вожатому военных собак».
Постепенно школа преобразуются в 15-ый научно-исследовательский кинологический институт РККА. К работе в институте привлекается сильный профессорский состав, что позволило курсантом получать знания на очень высоком уровне, воспитать ответственных знающих свою работу офицеров. Развертывается научная работа по выращиванию здоровых, активных, готовых к службе собак, наращивается племенное поголовье, ведутся научные работы по 14 направлениям. Ветеринарные врачи разрабатывают методы профилактики и лечения глистных инвазий у собак. Прорабатываются вопросы рационального кормления собак и щенков ветврачом Крючковым В.И., что приводит к ликвидации авитаминозов и рахита у молодняка. Совершенствуются методики отбора и подготовки собак к службе.
Профессор Н.А. Ильин ведет исследования в области разведения собак, скрещивания пород и подбора производителей, под его авторством выходит книга «Генетика собак», в которой описываются закономерности наследования признаков у собак, некоторые из которых остаются актуальными и по сей день. А в 1930 году выходит первое руководство по применению военно-служебных собак в Красной Армии.
Пролистывая страницы истории становления отечественного собаководства, я не перестаю удивляться, как из небольшого опытного питомника, организованного на задворках бывших Шереметьевских псарен, всего за десяток лет был организован научно-исследовательский институт кинологии РККА, получен прекрасный офицерский состав, написаны книги и наставления по выращиванию и уходу за собаками и сформирован превосходный питомник служебных собак, позволяющий обеспечивать породными собаками нужды Красной армии.